5. Программа коррекционной работы 107-170 III - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа коррекционной работы 1 196.35kb.
Программа коррекционной работы в группе компенсирующей направленности... 1 129.86kb.
Романенков Андрей 4 28 1-2 1-2 40-72 III степени М. Твен "Принц и... 1 195.4kb.
Обучение в специальной (коррекционной) школе-интернате носит обучающий... 6 1128.92kb.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного... 4 505.72kb.
Учащихся массовой школы всестороннее, гармоническое развитие личности 1 164.51kb.
Программа предмета «Математика» умк «Начальная школа XXI века» 4... 1 101.01kb.
При производстве геодезических работ на стройплощадке необходимо... 1 166.47kb.
Использование экскурсий в работе с учащимися специальной (коррекционной) 1 43.47kb.
11 класс, девушки Рабочий план на III четверть 1 187.52kb.
2013г. Расчёт цены единицы платной образовательной услуги в месяц... 1 17.41kb.
Правила приемки лрс и методы отбора проб для анализа на складах,... 1 202kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
5. Программа коррекционной работы 107-170 III - страница №1/12






Содержание
I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка 3-9

2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО 10-18

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

ООП 19-28
II. Содержательный раздел

1. Программа формирования УУД 29-46

2. Программы отдельных учебных, курсов и курсов внеурочной деятельности 47

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 48-73

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни 74-106

5. Программа коррекционной работы 107-170
III. Организационный раздел

1. Учебный план начального общего образования 171

2. План внеурочной деятельности 172-180

3. Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта 181-207

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г.Тихорецка разработана на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» статья 14, 15 федерального государственного образовательного стандарта;

- Приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26. 11. 2010г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09. 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательных процессов;

- Образовательной программы «Школа России»;

- Устава ОУ.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Юридический адрес: 352120, Краснодарский край, г.Тихорецк, ул. Энгельса, 220а.

Фактический адрес: 352120, Краснодарский край, г.Тихорецк, ул. Энгельса, 220а.

Телефон: (886196) 7-38-68; факс: ((886196) 7-38-68.
Данные об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район образована в 1952 году.

Проектная мощность – 500 учащихся в одну смену. Типовое учебное здание общей площадью 2145,3 кв.м., в том числе:

Начальных классов – 4, общей площадью 191,6 кв.м.;

кабинетов – 10, общей площадью 497,6 кв.м.:


  • биологии - 1, физики - 1, химии -1,математики - 1, истории — 1 лингафонный -1, русского языка и литературы - 1, ОБЖ - 1, географии - 1кабинет информатики (12 ЭВМ*) -1;

  • лаборатории физики, химии, информатики ;

  • библиотека- (число книг(основной фонд) -5437, фонд учебников-4924 )

  • 3 учебные мастерские.

Хозяйственные помещения общей площадью 121,0 кв.м.

Общая площадь территории школьного двора - 11445,00 м. кв.,

в том числе:

застроенная - 1734,80 м. кв., замощенная – 4076,00 м кв., прочая – 5634,20 м.кв.



Кабинеты начальных классов оснащены: компьютер персональный, интерактивный кабинет, проектор ACER PH 530 DLP, экран проекционный(антибликовый), коллекция"Минералы и горные породы"(40видов), таблицы демонстрационные (по предметам), мультимедийный комплект, проектор, компьютер персональный.

Спортзал оснащен: беговая дорожка электрическая, велотренажер магнитный, спортивный комплекс многофункциональны, стенка гимнастическая, эллиптический тренажер магнитный, набор мягких модулей,

стойка для прыжков в высоту с планкой, комплект для баскетбола, волейбола, тренажер "Здоровье", канат для лазания-3 шт, конь гимнастический, маты- 13 шт.



Кабинет музыки оснащен: монитор-ЖК 17" Acer AL 1717, компьютер персональный Elcom Simple W, принтер Еpson AcuLaser C110, проектор Sanyo PLV-Z04, экран проэкционный/пластик.мета DINON, колонки JetBalance JB-641, музыкальный центр с караоке LG LM-K6560Q, микрофоны, колонки Speakers Genius Subwoofer SW-F2.1850, музыкальный инструмент "YAMAHA", пианино " Кубань"

Наличие учредительных документов -Устав, утвержденный постановлением главы МО ТР № 1306 от 04.08.2009 г.



  1. Наличие документов, подтверждающих закрепление за образовательным учреждением собственности учредителя - Договор № 02-09/127 от 16 февраля, на правах оперативного управления

  2. Наличие документов, подтверждающих право на пользование земельным участком- Постановление Главы администрации города Тихорецка № 133/1 от 26.01.1993 г.

  3. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности- № 01806 от 18 марта 2011 г. бессрочно.

Школа находится в благоприятном социо -культурном окружении. В микрорайоне – Дом культуры, музыкальная школа, филиалы ДЮСШ, ЦВР, детская библиотека. Таким образом, имеется потенциал для создания системы дополнительного образования.

Школа включает следующие ступени обучения:

I ступень : ( начальная школа), срок обучения 4 года;

II ступень: 5-9 общеобразовательные классы. 9 классы проходят предпрофильную подготовку и школьный компонент представлен пропедевтическими (курсами по выбору) курсами и подготовкой к профильному обучению.

III ступень: 10-11 общеобразовательные классы, профильные классы.

Обучение с 1 сентября 2011 года проводится в начальной, основной и средней школе в одну смену. Режим работы - шестидневная учебная неделя в 5-11 классах, пятидневная – в 1-4-х классах. В школе обучается 490 учащихся, из них в 1-4 кл- 185 уч-ся, 5-9 классах- 258, 10-11классы- 47, средняя наполняемость классов в 1-4 классах- 23,1; в 5-9 классах -25, 8; в 10-11классах-23,5 учащихся. Особенностью работы школы является работа группы дошкольного образования, с целью обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной степенью образования.

С июня 2011 г. школа имеет статус опорной по теме «Организация работы школьной информационной диагностической службы».

В школе 32 педагогических работника, включая совместителей. Из них имеют: высшее педагогическое образование - 31 чел., среднее специальное - 1 чел., высшую квалификационную категорию - 8 чел., первую квалификационную категорию - 8 чел., вторую квалификационную категорию - 16 чел. Средний возраст педагогов составляет 42 года. Кадровые потребности в школе удовлетворены на 100%.

В школе имеется столовая на 100 посадочных мест.

На 100% оснащены современным оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами кабинеты русского языка и литературы, истории, географии, биологии, математики, технологии, информатики, музыки, ОБЖ, начальных классов, иностранных языков.

Школа имеет свой сайт, выход в Интернет, внутреннюю локальную сеть, хорошую медиатеку.

Школа сильна своими традициями: культ знаний, интеллектуальная и эстетически насыщенная жизнь, совместная творческая деятельность учащихся и педагогов.

100% учащихся школы охвачены педагогически организованными формами воспитательной работы, 98% учащихся заняты в системе дополнительного образования.

В школе достаточно развитая система дополнительного образования : театральная, хоровая, танцевальная, изостудия; спортивные секции: теннис, легкая атлетика, мини-футбол, волейбол, баскетбол, элективные курсы, расширяющие содержание профильных дисциплин.

В школе функционирует медицинская, психологическая, социальная службы. Созданы все условия для безопасности детей и сотрудников школы поддержания их здоровья.
Тип ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное, вид ОУ: основная.

Программа построена на основе следующих принципов:

- гуманизации и культуросообразности,

- целостности и вариативности,

- индивидуализации и дифференциации,

- преемственности,

- системности,

- открытости,

- творческой активности личности и основных принципов дидактики.
Основные цели общего образования в школе:


  • Научить школьника организовывать свою деятельность – определять её цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в полиэтнической среде для достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности и т.д.);

  • анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

Сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

Подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определённого профиля.


Общие цели на первой ступени образования:

  • Цели на первой ступени образования ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с:

- формирование предметных и универсальных способов действий, а также системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

- воспитанием основ умения учиться;

- индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития.

Цель начального этапа образования:

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Воспитание толерантности, т.е. ценностного отношения к человеку, культуре, природе, понимание и принятие многообразия мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки.

Научиться уважать других и заслужить уважение к себе, узнать об обычаях людей другой национальности, о жизни в других уголках Земли, отвечать за свои поступки.

Формирование системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, основанных на междисциплинарных связях и обеспечивающих продуктивность учебно-познавательной деятельности; формирование информационной и интеллектуально-речевой культуры.

Научиться читать, писать, считать, рисовать, петь, трудиться, узнать много нового и интересного.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Расти здоровым.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, формирование культурного поля школьника.

Развивать свои возможности, стараться достичь большего. Быть активным, найти интересную для себя область и развивать свои способности в этой области


Цель программы:

Создание условий в МБОУ СОШ №3 г.Тихорецка для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:


  • воспитание и развитие качеств личности;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В образовательном учреждении выбрана оптимизационная модель внеурочной деятельности, в организации которой принимают участие педагогические работники школы.

Задачи программы:

    • Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

    • Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    • Развивать коммуникативные качества личности школьника.

    • Способствовать совершенствованию личностных, регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

    • Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

    • Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

    • Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.

    • Школа выбрала учебно-методический комплект «Школа России».



Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.
Главными особенностями системы «Школа России» являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

  • личностно ориентированный и системно - деятельностный характер обучения.

Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта.

Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.

Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.


В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.

Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение, как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты разработаны на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта, построены с учетом учебного плана школы, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования УУД, системы оценки.

Пользователями планируемых результатов являются:


  • лица, принимающие решения о развитии системы образования;

  • учащиеся и их родители;

  • педагоги.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты.


Результаты

Характеристика

Личностные


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.




Метапредметные

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Предметные

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.



Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Они дают ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:


  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

  • программ по всем учебным предметам.

В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

В результате изучения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией, научатся осознанно читать тексты, овладеют элементарными навыками чтения информации, приобретут опыт работы с текстами.



Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:



  • находить в тексте конкретные сведения, факты,

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты;

  • понимать информацию, текст;

  • использовать различные виды чтения;

  • ориентироваться словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:



  • пересказывать текст;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:



  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплектом для МОУ «Куркинская основная общеобразовательная школа» является «Школа России» издательства «Просвещение», которая в полной мере реализует Требования ФГОС по реализации планируемых результатов.

Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; готовый обучаться в основной школе.




Универсальные учебные действия


Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

  • развитие этических чувств

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры:

  • чувство прекрасного и эстетические чувства


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения ·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса ·адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки ·компетентности ·морального сознания на конвенциональном уровне ·установки на здоровый образ жизни

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им




Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • оценивать правильность выполнения действия ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации

  • использовать знаково-символические средства

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • строить рассуждения ·обобщать,

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ·осуществлять синтез

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

  • строить логическое рассуждение

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.




Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • строить понятные для партнёра высказывания ·задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать позиции других людей

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию

  • задавать вопросы, ·осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования по предметам учебного плана


Предметы


Цели-ориентиры

Личностные

Предметные

Метапредметные

Обязательная часть

Русский язык

Формирование первоначальных представлений о языке, позитивного отношения к речи

Овладение первоначальными представлениями о нормах языка и правилах речевого этикета, умение выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач.

Литературное чтение

Осознание значимости чтения для личного развития, формирование потребности в систематическом чтении

Овладение техникой чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов

Использование разных видов чтения, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками, давать оценку поступкам героев

Иностранный язык

Сформировать дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка

Освоение начальных лингвистических представлений, расширение кругозора

Приобретение начальных навыков общения, освоение правил поведения

Математика, информатика

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения различных задач

Умение выполнять арифметические действия, решать задачи, строить алгоритмы и действовать в соответствии с ними, исследовать, изображать геометрические фигуры, работать с информацией

Использование начальных математических знаний, овладение основами мышления, воображения, речи, измерения, пересчета, прикидки, оценки, наглядного представления процессов, записи выполнения алгоритмов, приобретение представлений о компьютерной грамотности

Окружающий мир

Воспитание чувства гордости, формировать уважительное отношение к родине, семье, культуре, истории, природе

Развитие навыков установления связей в окружающем мире

Освоение основ экологической грамотности, правил поведения, норм здоровьесбережения, способов изучения природы и общества

Основы религиозных культур и светской этики

Готовность к нравственному само-совершенствованию, духовному саморазвитию, воспитание нравственности, осознание ценности человеческой жизни

Знакомство с основными нормами морали, формирование представлений об этике, религиях

Представления о роли религии в становлении российской государственности

ИЗО

Сформированность основы художественной культуры

Сформировать представления о роли ИЗО, овладение практическими умениями и навыками

Сформировать основы художественной культуры, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

Музыка

Сформированность представлений о роли музыки

Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса , умение воспринимать музыку и выражать свое отношение

Умение использовать музыкальных образов при создании композиций, исполнения произведений, в импровизации

Технология

Получение представлений о значении труда, о важности правильного выбора профессии

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре, приобретение навыков самообслуживания, овладение приемами обработки материалов, усвоение правил техники безопасности

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения различных задач, приобретение навыков совместной деятельности, планирования и организации, приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их на практике

Физическая культура

Формирование представлений о значении физической культуры

Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной нагрузок, показателями развития физических качеств.

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРЕУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010;

  • Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

Цель: выявление и оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования

Особенности:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.







Оценка результатов

личностных

метапредметных

предметных

Объект

УУД:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;

  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

  • понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные), т.е. направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.


Содержание

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.




Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.


Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.


Методы (процедуры)

инструмент



Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;

оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио



Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.


  • решение задач творческого и поискового характера,

  • учебное проектирование,

  • проверочные работы,

  • комплексные работы на межпредметной основе,

  • мониторинг сформированности основных учебных умений.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.



Формы контроля и учета достижений обучающихся


Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

  • устный опрос

  • письменная самостоятельная работа

  • диктанты

  • контрольное списывание

  • тестовые задания

  • графическая работа

  • изложение

  • доклад

  • творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

  • диагностическая - контрольная работа

  • диктанты

  • изложение

  • контроль техники чтения



  • анализ динамики текущей успеваемости




  • участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

  • активность в проектах и программах внеурочной деятельности

  • творческий отчет

  • портфолио

  • анализ психолого-педагогических исследований



Контроль и учет достижений обучающихся 1 класса осуществляется на основании положения о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся первых классов.



Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:


  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.


Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

Место для фото (или автопортрета)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

Чем я люблю заниматься

Я ученик (выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе)

Я могу делать

Я хочу научиться в этом году…

Я научусь в этом году (составляется вместе с учителем)




Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык







Литературное чтение







Математика







Окружающий мир






Я читаю.

Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

Мой распорядок дня






Время

Дела

Рисунок

Утро










День










Вечер









Я и мои друзья



Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?







Какая игрушка у меня самая любимая?







Сколько у меня друзей и как их зовут?







Какой у меня самый любимый цвет?







Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?








Страницы раздела «Коллектор»

Правила поведения в школе

Законы жизни класса

Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

План – памятка Решения задачи

Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

Памятка: Правила общения


следующая страница >>