5 национальные религии иудаизм учебные вопросы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету (заочное отделение) «Основы экологии и энергосбережения» 1 31.96kb.
Конспект Тема : Национальные виды спорта рк. Цель: Формировать положительное... 1 50.89kb.
Экзаменационные вопросы по философии 1 35.93kb.
Зачетные вопросы по дисциплине «Политология» 1 18.7kb.
Тема 14 политическое сознание и политическая психология учебные вопросы 1 150.3kb.
Универсальные учебные действия 1 71.35kb.
3. Религии России: исторический экскурс Религия древних славян. 1 68.42kb.
Повторение изученного( решение примеров и задач изученных видов) 1 147.15kb.
Национальные блюда Южной Кореи 1 108.54kb.
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий... 1 130.72kb.
Лист: 1 протекционизм; 2 промышленное воспитание нации 1 75.78kb.
Принцип свободного воспитания в истории педагогоики 3 498.89kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
5 национальные религии иудаизм учебные вопросы - страница №1/1

Тема 5

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

ИУДАИЗМ
Учебные вопросы:

1. Общая характеристика и этапы возникновения иудаизма.

2. Источники вероучения и догматика иудаизма.

3. Руководство и культ иудаизма.

4. Течения в иудаизме и его распространение в России.
1. Общая характеристика и этапы возникновения иудаизма
Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи). Национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. (Слайд 1)

Общая численность иудаистов во всем мире составляла в 1995 г. более 14 млн. человек и была распределена по материкам следующим образом: Америка - 7 млн., Азия - 4,3 млн., Европа (включая всю Россию с ее азиатской частью) - 2,5 млн., Африка - менее 0,2 млн., Австралия с Океанией - около 0,1 млн. В настоящее время иудаизм является господствующей религией государства Израиль (более 5 млн. чел). Помимо Израиля, где проживает религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира (около 80). При этом основная масса иудаистов сосредоточена в США (более 5 млн. чел.). Крупные группы последователей иудаизма имеются также во Франции (свыше 500 тыс.), России (более 400 тыс.), на Украине (свыше 300 тыс.), в Канаде (более 300 тыс.), Великобритании и Северной Ирландии (300 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), ЮАР (более 100 тыс.), Бразилии (100 тыс.).


Происхождение и распространение
(Слайд 2) Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды (Иуда в переводе с древнееврейского означает «Хвалите Господа»), считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н.э. - ок. 977 г. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».

В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Последователи иудаизма называют себя иудеями. Иудей это не национальность, а принадлежность к национальной религии. Все иудеи считаются евреями, но не все евреи являются иудеями. Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

Первоначально область распространения иудаизма была весьма узкой и почти не выходила за пределы такой небольшой страны, как Палестина. Содержавшееся в иудаистском вероучении положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению иудаизма среди других народов: истории известны лишь несколько случаев принятия этой религии значительными группами нееврейского населения, и фактически она осталась религией одних евреев. Вместе с тем своеобразие исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося со своей территории, привело к широкому расселению иудаистов по разным странам мира.

В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода: храмовый (поскольку сосредоточением всех событий библейского периода иудаизма был Иерусалимский храм, где приносились жертвы богу Яхве, то принято этот период делить на три временных отрезка: время первого храма, построенного при царе Соломоне в 1004 г. до н.э. и полностью разрушенного в 588 г. до н.э. вавилонянами, уведшими евреев в плен; время второго храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н.э.; время третьего храма, реконструируемого царем Иродом второго храма в конце I в. до н.э., и полностью разрушенного при взятии Иерусалима римским императором Титом в 70 г. Разрушение храма, а затем и разрушение Иерусалима в 133 г. положили конец еврейскому государству, а также библейскому периоду истории иудаизма. Сегодня сохранился лишь фрагмент западного участка внешней стены, окружавшей территорию Храма. Эта стена, известна как «Стена плача».), талмудический и раввинистическийVI века по настоящее время).

Говоря об иудаизме, особо стоит остановиться на морали данной религии. (Слайд 3) Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли и выбора, но повелел исполнять мицвот (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя, так называемые, Семь заповедей сынов Ноя. Они устанавливают запреты на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие, воровство, кровосмесительные связи, употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеление жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, правил обрядовой чистоты, гигиенических норм, и запретов на соединение несовместимых сущностей (льна и шерсти; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т.д.).

Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей (греч. Декалог), содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни.

Таким образом, этическая и социальная справедливость, заключённая в заповедях, становится центральным положением всей догматики иудаизма.


2. Источники вероучения и догматика иудаизма
(Слайд 4) Священным писанием иудаистов является Танах (аббревиатура названий трех отделов Священного писания: Тора, Небиим, Кетубим. От каждой части книги раввины взяли по первой букве: Т (от Торы), Н (от Невиим) и Х (от Хтувим). Между буквами поставили соединительную гласную «а». Вот и получился Танах). Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Здесь необходимо пояснение. Если верующие и употребляют слово «автор» применительно к Моисею (а также к другим людям, которые записывали дарованное Богом знание), то не в обычном, привычном для нас смысле. Моисей и другие, подобные ему, были авторами не в том смысле, что они что-то сочинили сами, а в другом: они оформили в письменном виде знание, полученное ими от Бога. Что касается историков, то они считают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э.

Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия: первая: Берешит (в переводе – «В начале»); вторая: Веэлле Шемот («И вот имена»); третья: Вайикра («И воззвал»); четвертая: Бемидбар («В пустыне»); пятая: Элле-гадебарим («И вот слова»). Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (книг-произведений), но внутри Библии Тору называют не Торой, а Пятикнижием Моисеевым. К тому же всем пяти книгам Торы христиане дали другие названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.



Небиим (Пророки) - содержит 21 книгу: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила, первую и вторую книги Царей, книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг, так называемых, малых пророков.

Кетубим (Писания) - включает 13 книг: Псалмы, Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник, Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник.

Согласно богословской концепции Танах в целом, как и Тору в частности, людям дал Бог. Но роль людей в этих точках зрения обрисовывается по-разному. В одном случае говорится, что, как и Тору, Бог дал Танах людям через Моисея. Но если знание, заключённое в Торе, было записано Моисеем, то знание, заключённое в остальной части Танаха, он передал в устной форме. Затем в период времени с XV (или второй вариант: с XIII в.) до IV в. до н.э. оно было записано людьми, которые были избраны Богом для этой миссии. Во втором случае богословы говорят, что роль Моисея ограничилась получением Торы (Пятикнижия), а содержание остальных книг Танаха получили от Бога другие люди. Историки считают, что Танах создали только люди (около 80 человек) в период времени от XIII в. до н.э. до I в. до н.э.

Большое значение придают иудаисты и письменно оформленному в III -V вв. Талмуду, в котором дается толкование содержащихся в Танахе, и прежде всего в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Талмуд - это некоторое количество книг - томов. В оригинале (а оригинал написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. В переводах (за счет повторения текста оригинала, комментариев и др.) получается больше. Так, на английском языке Талмуд составляет 36 томов. На русском языке Талмуд не издавался (в 1996 г. вышел лишь один, первый том).

Все книги - тома Талмуда делятся на три части: на Мишну, на палестинскую Гемару и на вавилонскую Гемару. Когда говорят Талмуд, то имеют в виду все три части. Когда говорят палестинский Талмуд, то имеют в виду Мишну и палестинскую Гемару. Когда говорят вавилонский Талмуд, имеют в виду Мишну и вавилонскую Гемару. Однако есть точка зрения, что Талмуд это только Гемара, а Мишна это особая, отдельная группа священных книг (в этом понимании Талмуда у иудеев оказывается не три, а четыре группы священных книг: Тора, Танах, Мишна и Талмуд).



Мишна по своему содержанию - это комментарий к Танаху вообще и к Торе в особенности. Слово «Мишна» означает «Повторение». В религиозной литературе иудаизма даются два объяснения этому слову. Первое: Мишну раньше заучивали наизусть, а при заучивании повторяли. Второе: в комментариях к Торе в Мишне Тора как бы повторялась. И богословы, и историки считают, что Мишну написал в III в. н.э. в г. Тивериада (он расположен в северной части Палестины) иудейский первосвященник Иегуда Ганаси. Но это не значит, что Ганаси был автором всех произведений (их в Мишне называют трактатами), включенных в эту часть Талмуда. В его время существовали уже трактаты-комментарии к Торе и Танаху. Он их переработал, отредактировал и включил в Мишну наряду с собственными оригинальными толкованиями первых двух священных книг.

Гемара по своему содержанию - это комментарий к Мишне. Слово «Гемара» означает «Завершение». Имелось в виду завершение всех комментариев к Торе и Танаху. Палестинская Гемара была написана в Палестине (в городах Тивериада и Лидда) в III-IV веках н.э. Вавилонская Гемара была написана в Вавилонском царстве в городах Сура и Пумбадита (сейчас они на территории Ирана) в III-V веках н.э. И богословы, и историки согласны в том, что в написании обоих вариантов Гемары принимали участие многие религиозные авторы.

Однако богословы, в отличие от историков, считают, что главным автором всего Талмуда является Бог, который передал его содержание людям через Моисея как «устную Тору».

В XVI веке иудейский богослов Иосиф Каро (жил на севере Палестины) создал краткое изложение Талмуда, которое назвал «Шулхан арух» («Накрытый стол»). И сегодня Талмуд в основном изучают по этой книге. Каждый желающий стать раввином сегодня должен сдавать экзамен не по знанию Талмуда, а по знанию Шулхан арух. Это краткое изложение 19-ти томов Талмуда само по себе составляет 4 тома.

(Слайд 5) В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных религиозных учений: о священных книгах, о сверхъестественных существах (Бог, ангелы, демоны), о Машиахе (Мессии), о пророках, о душе, о загробной жизни, о пищевых запретах, о субботе.

Бог. В религиоведческой литературе стало общепризнанным считать, что имя иудейского Бога - Яхве («Сущий», «Существующий»). Однако в иудаистской религиозной литературе нет указания на имя Яхве, и иудейские богословы категорически отрицают, что Бог носит именно это имя. Имя Бога скрыто от людей до времени прихода Машиаха и восстановления Иерусалимского храма. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры «Шема», которым начинаются богослужения: «Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!». В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом «Адонай» («Владыка», «Господь»). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» знаки огласовки для слова «Адонай». Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция «Иегова» - искаженная форма имени «Яхве».

Бог обладает всеми божественными атрибутами: Он сотворил мир; Он управляет миром; Он всеведущ, перед ним открыто прошлое, настоящее и будущее; Он всемогущ и т.п. Современные иудейские богословы утверждают, что Бог бестелесен, поэтому его изображений нет и быть не может. А антропоморфные описания Бога в Торе, Танахе и Талмуде надо понимать символически.



Ангелы - в переводе с греческого означает «вестники». Ангелов сотворил Бог, чтобы они творили добро, помогали Богу, помогали людям. В книге пророка Даниила, которая входит в Танах, говорится об ангелах, служивших Богу: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним» (Дан.,7:10). В энциклопедии «Христианство» выражение «тьмы тем» расшифровывается как «миллиарды». У ангелов нет плоти, правда, ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми. Но у себя «дома» (т.е. в раю), да и на земле, когда у них нет задачи, добиваться того, чтобы их люди видели и слышали, они существуют как чистые духи, не только в смысле наличия лишь добрых намерений, но и в смысле свободы духовной сущности от плоти. Раз нет плоти, то нет и пола, ибо признаки пола могут быть только у физического тела.

Ангелы делятся на бессмертных и смертных. При этом ангелы органами чувств не воспринимаются, за исключением, когда некоторые ангелы приобретают плоть. Ангелы делятся на младших и старших. Главного ангела зовут Метатрон (возможный перевод с греческого: «стоящий у престола»).



Демоны - с греческого буквально переводится как «духи». Но по смыслу демоны - это не просто духи, а злые духи. Их задача творить зло, быть противниками Богу, быть противниками людям. Точной цифры об их количестве в священных книгах иудаизма нет. Но, как минимум, речь идет о сотнях тысяч. Так, например, Талмуд сообщает, что у одной старшей демонихи была свита, в которой находилось 180 тысяч младших по рангу демонов. Как и у ангелов у них нет плоти, но они могут её приобретать, когда являются к людям. У демонов, в отличие от ангелов, есть пол. В Талмуде демоны без всяких оговорок делятся на демонов-мужчин и демоних-женщин. Все демоны смертны, правда, они живут значительно дольше, чем люди. Демоны делятся на младших и старших, главного демона зовут - Сатана («Противник»).

По происхождению всех демонов можно разделить на три части. Первую и основную часть сотворил Бог. Вторая часть демонов сотворена самими демонами. Поскольку они имеют пол, постольку вступают в сексуальные отношения между собой. И от этих отношений, сообщает Талмуд, рождаются новые демонята. Третья часть демонов появилась на свет как результат сексуальных отношений демонов с людьми. В Торе рассказывается, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, а в Талмуде сообщается, что Ева была первым человеком, вступившим в сексуальные отношения с демонами. В результате она родила большое количество демонов-девочек. А затем и Адам вступил в сексуальные отношения с демонихой по имени Лилит («Ночная»), которая родила ему множество демонов-мальчиков. Грешили в этом отношении, согласно Талмуду, и многие другие люди.



Сверхъестественные животные. В вероучении иудаизма речь идет о трёх группах сверхъестественных животных: птицах, быках и рыбах. Это особые, райские животные. Они отличаются от обычных животных необыкновенно вкусным мясом. Бог их создал для того, чтобы в раю кормить праведников особо вкусной пищей. О райских птицах и райских быках никаких подробностей в вероучении нет. О райских рыбах в Талмуде есть некоторые подробности.

Бог создал для рая две особых рыбы, которые стали царями над всеми остальными рыбами. И дал им имя, которое стало и названием породы, и именем собственным. Это имя: Левиафан (в переводе с иврита: «свертывающийся», «вьющийся»). Самку Бог убил и засолил её мясо. И этим мясом кормит праведников в раю. Самца он оставил жить в огромном водоёме. Левиафан это огромная рыба длиной свыше 500 километров.



Машиах - это человек, наделённый особо могущественными сверхъестественными способностями и получивший от Бога специальное задание. В европейские языки это слово вошло с другим звучанием и написанием: Мессия. Слово «Машиах» («Мессия») в переводе с еврейского на русский язык означает «Помазанник», т.е. существо, которое Бог «помазал» (наделил) своей силой. Заметим, что то, что на еврейском языке звучит как «Машиах» («Мессия»), а на русском как «Помазанник», на греческом языке звучит как «Христос». Функция Машиаха - осуществление конца света и установление царства справедливости на земле. После прихода Машиаха воскреснут умершие, все евреи соберутся в Палестине, будет восстановлен Иерусалимский храм и на праздник Иом-Кипур вновь прозвучит из уст воскресшего первосвященника скрытое до того времени имя Бога.

В иудаизме существуют две точки зрения на время прихода Машиаха. Первая: при жизни нашего поколения людей. И вторая: время его прихода неизвестно.



Учение о пророках. Согласно главной идее иудаизма, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Илья. Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо. Это надо понимать так: если у остальных праведников в рай попала только душа (а тело остаётся мертвым и лежит в земле до прихода Мессии), то Илья был взят в рай вместе с телом. В иудаизме считается, что живыми на небо Бог взял только двух человек: в XVII в. до н.э. пророка Еноха и в IX в. до н.э. пророка Илью. Но великим пророком считается только Илья.

Особое почитание пророка Ильи выражается в том, что во время иудейского праздника Песах (в европейском произношении: Пасха) во всех иудейских семьях дверь в помещение не закрывают (чтобы Илья мог зайти), ставят лишний бокал вина (чтобы Илья мог его выпить), в конце праздничного ужина громко приглашают пророка Илью войти в дом. Дело в том, что иудеи верят, что пришествие Ильи должно произойти в Пасху и что оно будет непосредственно предшествовать пришествию Мессии. Следовательно, ожидание Ильи является одновременно и ожиданием Мессии.



Моисей. В богословии есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: в XV в. до н.э. и в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину.

Учение о душе. Душа - сверхъестественная бессмертная часть человека. В отличие от тела, она не подчиняется законам природы, не зависит от тела, может существовать и без тела. Душа существует, как целостное образование и сотворена Богом. При жизни человека душа всегда находится в его теле и только во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни. Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Богословы эти изменения объясняют более глубоким проникновением людей в подлинную картину загробной жизни. Можно говорить о трёх вариантах этого учения, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом «шеол» (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии, и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. А какова была дальнейшая судьба грешников (к которым были отнесены не только «плохие» евреи, но и в силу своего происхождения все люди других национальностей) остается только гадать, ибо источники на этот вопрос не отвечают.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины ХХ века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай («ган эден»). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова «шеол» и «геенна». («Геенной» называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли «гоями») навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда современных богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Учение о пищевых запретах. Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу, мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют «кашерным» («кашер» с иврита переводится как «подходящий», «правильный»). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи. Есть и более мелкие запреты: нельзя употреблять в пищу седалищный нерв, яйца, в которых обнаружены кровяные пятна и др.

Учение о субботе. Субботу (на иврите: «шаббат») следует почитать как священный день. Это значит, что этот день нужно посвятить Богу и что в этот день нельзя работать и нельзя пользоваться транспортом. Разрешаются только неотложные формы деятельности: скорой помощи, полиции, пожарников и т.п. Запрещается работа по дому: нельзя стирать, мыть пол, подметать, готовить пищу и др. В субботу нельзя водить машину, хоронить покойников и ещё кое-что. В частности в субботу нельзя нажимать на кнопку лифта. И если в доме нет специального, субботнего лифта (двери которого открываются и закрываются автоматически на каждом этаже), то придётся даже на самые высокие этажи подниматься пешком.
3. Руководство и культ иудаизма
Синагога (от греч. «собрание»; ивр. бейт-кнессет - «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат - «малое святилище». (Слайд 6)

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги. В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания», где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В Меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме. В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т.д.

Во главе иудейской общины стоит раввин. Раввин (от древнеевр. рабби - мой учитель), служитель культа в иудаизме. Он разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге проповеди религиозно-нравственного содержания. В средние века и новое время раввины управляли не только религиозной, но также политической и экономической жизнью иудейской общины. В современном Израиле раввины находятся на государственной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, ведут воспитательную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет.



(Слайд 7) В практической жизни каждого иудея важное место занимают обряды и праздники. Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. В представлении верующих молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решения Бога.

В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения: шахарит (утреннее), минха (дневное) и маарив (вечернее). Они совершаются как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Для совершения публичной молитвы необходим миньян - присутствие не менее десяти мужчин, достигших религиозного совершеннолетия.

Верующим предписывается ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основанию ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллина связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль защитников человека.

По субботам и праздникам читается особая молитва в память о храмовом жертвоприношении - мусаф. Центральное место в синагогальном богослужении занимает молитва «Шмонэ-эсре» («18 благословений»). Важной частью богослужений также является каддиш - поминальная молитва, которая читается по усопшим в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талес - четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями по углам, круглую шапочку (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.

Обряды иудаизма составлены, таким образом, чтобы они проходили через всю жизнь верующих, поэтому раввины предписывают им трижды на день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, общинного кворума и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) должно сопровождаться славословием в адрес бога Яхве.

От иудеев в обязательном порядке требуется развешивать мезузу и цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония. Свернутый список помещается в деревянный или металлический футляр, прикрепленный к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленных к краям четырехугольного куска материи, одеваемого религиозными евреями под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит «оберегает от всякого зла».

Среди обрядов жизненного цикла самым главным и наиболее сакрализированным является обрезание (бритмила) - операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Согласно традиции этот обряд был установлен еще во времена Авраама и символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к «народу Божию». По достижении 13-летнего возраста, когда наступает религиозное совершеннолетие, мальчики проходят обряд Бар-Мицва («Сын Заповеди»): в первую субботу после дня 13-летия они впервые призываются к чтению Торы во время молитвенного собрания в синагоге. С этого момента еврейский мальчик должен исполнять все религиозные обязанности и несет ответственность за совершенные грехи. В ХIХ в. возник обычай отмечать и религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста (Бат-Мицва - «Дочь Заповеди»). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавуот.

В талмудический период сложился и канон еврейского бракосочетания. Он включает в себя обряд помолвки (киддушин), заключение брачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, которую совершает раввин в присутствии двух свидетелей.

Значительное место в иудейском культе занимает обряд ташлих. В день иудейского нового года верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Моисея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.

Важное место в иудейском культе занимает Судный день, сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами и обрядами.

С новым годом и Судным днем связаны представления, будто весь предстоящий год сложится так, как положит бог в эти дни. От молитв в эти дни зависят благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступающего года. Справляется этот праздник в начале сентября. В дни празднеств в синагогах можно увидеть и евреев, которые мало посещают богослужения.

Важное место в иудаизме занимает обряд капорес, который совершается в ночь накануне Судного дня. Он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь». Птицу режут и поедают в ночь на исходе Судного дня.

В культе иудаизма большую роль играют посты. Иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. «Хотя он и изнуряет наше тело, зато просветляет душу и возвышает ее до престола Яхве». Считается, что пост облагораживает человека, освобождает его от грубых низменных чувств, вызывает думы о духовности своего бытия.

(Слайд 8) Первое место среди иудейских праздников занимает Пасха. Освобождение евреев из египетского плена в русскоязычном богословии чаще всего обозначается словом «исход». И именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха. Само слово Пасха (в первоначальном произношении: Песах) связано с религиозным рассказом об исходе евреев из Египта. В этом рассказе сообщается, что перед исходом евреев из Египта Бог наказал египтян тем, что умертвил в их домах всех первенцев. Бог пощадил (осуществил «прохождение мимо») первенцев в домах, где жили евреи. «Прохождение мимо» на иврите звучит как Песах. Отсюда и название праздника. Поскольку в древние времена во время Пасхи иудеи в жертву Богу приносили ягнёнка, постольку слово Пасха получило второе значение: жертвоприношение. С этим вторым значением слово «Пасха» перешло в христианство (поскольку Иисус Христос добровольно принес себя в жертву).

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. Главное обрядовое установление иудейской Пасхи - семидневное употребление в пищу мацы - особого пресного хлеба как напоминание о египетском рабстве. В течение семи дней праздника не только категорически запрещается есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза - седер, во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина.

Еженедельным праздничным днем является Шаббат (Суббота) - день отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы.

Праздник Шабуот отравляется на 50-й день после второго дня Пасхи и поэтому носит название пятидесятницы. В древности он был связан с земледелием и отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре Шабуот потерял свое назначение праздника урожая, и евреи связали его с пасхой. Шабуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода.

Праздником, связанным с земледельческим трудом древних евреев, является праздник Суккот. Это праздник «собирания плодов в конце года». Раввины связали его с библейским рассказом об исходе евреев из Египта, «когда сыны Израиля жили в шатрах». В последний день Суккота в синагогах совершаются торжественные процессии со свитками Торы и с пением хвалебных псалмов в адрес Бога Яхве. Именно в этот день заканчивается публичное чтение в синагогах Пятикнижия Моисеева.
4. Течения в иудаизме и его распространение в России
(Слайд 9) Иудаизм, в зависимости от степени следования его сторонниками традиции, делится в настоящее время на несколько ветвей: ортодоксальную, стремящуюся сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями; консервативную, предлагающую сочетать соблюдение положительных элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям; реформированную (возникла в начале XIX века в Германии), призывающую к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины); реконструктивистскую, объявившую своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придающую большое значение не только религии, но также этике и культуре.

Особое место среди течений иудаизма занимает хасидизм, возникший в первой половине XVIII в. Слово «хасид» означает «благочестивый», «примерный», «образцовый». Основатель хасидизма Израиль Бешт говорил, что главное не в скрупулезном изучении Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве, и требовал отказаться от мелочной регламентации жизни верующего. Вместе с тем для хасидизма стал весьма свойствен крайний мистицизм, его возглавили цаддики, претендовавшие на посредничество между Богом и людьми. Хасидизм отличается большой консервативностью. В частности, он требует от своих сторонников одеваться в лапсердаки и носить пейсы, а также «горячей молитвы», т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. Хасиды делятся на большое число «дворов», обычно называемых по местожительству основателей. Наиболее известны из них Любавичский, Бобовский, Гурский, Белзский, Вижницкий, Сатмарский, Цанз-Клойзенбургский.

Тремя иудаистскими сектами являются караимы, самаритяне и дёнме.

Наиболее известна из них секта караимов. Она сложилась в VIII в. среди евреев, живших в те годы в Двуречье и Персии. Основатель секты - Анан бен Давид - отверг Талмуд и раввинистические писания. В числе важнейших положений караимизма, помимо веры в единого Бога-творца, также уважение Торы, обязательство знать иврит, ожидание прихода мессии, признание божественного предопределения. Караимы соблюдают иудаистские предписания относительно ритуального заклания животных и отказа от употребления в пищу животных, запрещенных Торой, однако, в противоположность большинству иудаистов считают возможным смешивать в пище мясо и молоко, если они от разных животных (например, коровье молоко и баранину). В караимских молитвенных домах - кенасах, в отличие от синагоги, мужчины и женщины молятся вместе. В этих домах нет скамей, и верующие, входя в них, снимают обувь. Раньше караимам запрещалось зажигать свечи и огонь перед субботой, но теперь этот запрет снят. Браки между несектантскими иудаистами и караимами редки. Подавляющее большинство караимов (20 тыс. человек) сосредоточено сейчас в Израиле.

Секта самаритян имеет еще более древнее происхождение, чем караимы. Это группа древних евреев, которой во время первого изгнания еврейского народа из Палестины удалось остаться на родине и которая затем, в конце VI в. до н.э. при возвращении евреев из первой диаспоры не была принята в восстановленную религиозную общину, так как иудейское духовное руководство опасалось, что она смешалась с соседями. Отвергнутым пришлось создать отдельную общину. В отличие от караимов самаритяне не признают не только Талмуд, но и часть книг Танаха. Обязательными они считают лишь Тору и книгу Иисуса Навина. Богослужение у самаритян совершается на самаритянском варианте иврита или (реже) на самаритянском диалекте арамейского языка. Численность самаритян очень мала - всего около 500 человек.

Особое положение занимает криптоиудаистская секта дёнме (тур. «рене­гаты»), образовавшаяся во второй половине XVII в. в результате формального перехода части живших в Османской империи евреев в ислам. Оставшись скрытыми иудаистами, дёнме до сих пор живут в Турции. Численность их неизвестна, ориентировочно она оценивается в 20 тыс. человек.

Следует отметить, что богословы ортодоксального иудаизма признают караимство и хасидизм течениями в иудаизме. Но они отказываются признавать иудаизмом реформированный иудаизм.

(Слайд 10) В России иудаизм - одна из традиционных религий. В составе Русского Государства иудеи известны с Х века: они уже жили тогда в Тьмутаракани и в Крыму. Иудаизм исповедывало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств - Хазарский Каганат. Также при выборе веры для восточных славян среди религий-кандидатов наряду с христианством и исламом рассматривался и иудаизм, как повествует летопись «Выбор веры». На территории будущих русских земель Киевской Руси, иудеи известны не позднее, чем с XII века - во Владимире они жили во времена великого князя Андрея Боголюбского.

До 1772 года иудеи в России не составляли и 1/600 части населения страны. Но в 1772 - 1815 годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреи составляли львиную долю населения и имели особый юридический статус.

В 1815 - 1918 годах Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев: почти 50 % иудеев мира проживали именно в России, включая Царство Польское, Великое Княжество Финляндское. Уже при императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него были: государственный антисемитизм, погромы, черта оседлости и процентные нормы в университеты для иудеев.

После революции большевики в составе своей партии создали Еврейскую секцию для организации борьбы евреев-атеистов с раввинами и с иудаизмом в еврейской среде. После 1918 года в СССР закрывались синагоги, расстреливались, арестовывались и эмигрировали из страны раввины. Несмотря на это СССР занимал первое место в мире по количеству иудеев в период 1939 - 1941 годов (в 1939-40 годах к СССР были присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина, Сортавала, Питкярантский и Лахденпохский карело-финские районы, Бессарабия, Северная Буковина, Эстония, а также станы «Черты оседлости» - Латвия и Литва; а в июне 1941 года начался Холокост на временно оккупированных Германией и её союзниками советских землях).

В России иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев: ашкеназские евреи, которые говорят на языке идиш (составляют более 95 % иудеев России); таты-иудеи, или горские евреи; грузинские евреи (до недавнего времени родным языком их был грузинский); бухарские евреи (до недавнего времени говорили на узбекском); караимы и крымчаки - основным языком общения является русский; не стоит путать караимов как народ и караимов как религиозную группу.

Горские, грузинские и бухарские евреи имеют по одной религиозной общине в России, причём все 3 расположены в Москве. Ашкеназские иудеи имеют более 160 общин в одной только ФЕОР - Федерации Еврейских Общин России. Караимы и крымчаки религиозных организаций на территории России не имеют.

Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и др. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР.

Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широко известные в России люди, среди которых Роман Абрамович и Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах. Организованные общины ФЕОР существуют в более чем 100 городах России. Помимо Москвы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 община грузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9 общин ашкеназских евреев.


Резюме
Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения. Иудаизм - это религия народа, пострадавшего в результате социальных и национальных конфликтов. Этот народ испытал не только гонения, но и прямой геноцид. В тяжелые для него дни религия этого народа была его моральной опорой и поддержкой, мощным и эффективным средством психотерапии. И за это её тоже нельзя не уважать.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране.



Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры. Своими образами и сюжетами они питали и продолжают питать писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов.