5 класс Тип проекта: творческий Цели - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проекта «от осени к лету – поворота нету» (времена года) является... 1 105.38kb.
Тип проекта: информационно игровой 1 41.49kb.
Урок по 40 минут Класс: 3 класс Технологии: презентация Текст работы... 1 81.85kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
Чем важен образ (проект) Родового Поместья! 3 320.99kb.
Методические указания к выполнению организационно-экономической части... 3 418.01kb.
Мдоу №2 п. Африканда, 2008 – 2009 учебный год паспорт проекта: Название... 1 174.79kb.
Проект "Снеси-построй" 3 351.26kb.
Тип данных set множество 1 50.85kb.
Урок игра по географии, 7 класс Тема «Южные материки» Тип урока обобщение... 1 53.68kb.
Пояснительная записка должна содержать: основание для разработки... 1 55.1kb.
Урок русского языка, литературы, технологии и музыки 1 109.48kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
5 класс Тип проекта: творческий Цели - страница №1/1

Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»

Предмет  Изобразительное искусство

Учебная тема «Русская народная одежда»

Возраст  5 класс

Тип проекта: творческий

Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

 Задачи:



Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.

  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.

  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

                            Описание этапов проектной деятельности

1. Актуализация проблемы

На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали, как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.

  Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.

  За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.

  На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях русского народного костюма в зависимости от региона России. Предлагает рассмотреть русский костюм на иллюстрации И..Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и выдвигает проблему: «Какие нарды могла носить Василиса Прекрасная, если бы она жила: на севере России, на юге России, в нашем регионе, в наше время?»

Определение творческого название проекта « Наряды для Василисы Прекрасной»



По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос:

  «Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»

Учитель предлагает несколько гипотез:


  • Основой женского костюма была рубаха.

  • Старинная праздничная одежда имеет  трехъярусный строй украшений.

  • Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.

  • Мужской костюм был одинаков в разных областях России.

  • Головной убор играл огромную роль в женском костюме.

  • Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.

  • Украшение костюма не простая забава.

  • Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.

2. Разработка проекта.

       Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения:



  • Разработка проекта.

                  (1 урок, 20 мин)

  • Сбор информации из разных источников.

               (внеурочная деятельность)

  • Подготовка иллюстративного материала.

               (внеурочная деятельность)

  • Анализ и обобщение полученной информации.

               (2 урок, 20 мин)  

  • Практическая работа:

               а) изготовление тряпичной куклы;

               б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

               (2-3 урок, 2 урока технологии)


  • Оформление материала для презентации.

               (внеурочная деятельность)

  •     Защита проекта.

                    ( 4 урок)

Обсуждение критериев оценки качества проекта:

              а) для презентации проекта



  • полнота  раскрытия темы, доказательность гипотез;

  • ответ на основополагающий вопрос;

  • грамотность изложения, наличие иллюстраций;

  • самостоятельность выполнения;

  • степень активности каждого участника команды.

         б) для творческой работы

  • выполнение работы в соответствии с выбранной темой;

  • элементы  костюма соответствуют определенному региону и эпохе;

  • работа выполнена качественно, аккуратно;

  • эстетичность работы.

 Выбор средств и методов выполнения проекта:

  • сбор, изучение и анализ информации;

  • подбор иллюстративного материала;

  • творческая работа.

Выбор формы работа над проектом:

            Класс разбивается на творческие группы. (3-5 человек)

            Каждая команда выбирает задание:

             «Русский народный костюм юга России»

             «Русский народный костюм севера России»

              «Костюм донских казаков»

              «Традиции русского костюма в новых образах современной моды»

Обсуждение со школьниками возможных источников информации:

•    Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”

•         Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.

•         Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.

•         Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.

•         Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIIIвв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.

•         Фрадкина И.Г., Новак Л.A. «Донской народный костюм.»

•         Скарик А.П. «Казачий Дон. Очерки истории.»

•         Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.» Учебник для 5 класса.

•         Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.



Выбор способов оформления:

  • в форме устного журнала, где каждая группа рассказывает о результатах работы;

  • выставка творческих работ.          

3. Реализация проекта

       Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.



  • Сбор,  материала из разных источников (внеурочная деятельность)

  • Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность)

  • Анализ и обобщение материала (2 урок 20 мин.)

  • Практическая работа (2-3 урок, 2 урока технологии)

           а) изготовление тряпичной куклы;

           б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

                                                         Вариант 1
                                    «Изготовление тряпичной куклы»

  1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с  мужской носовой платок.

  2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.

  3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.

  4. Выполнить рукава рубахи.

  5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку).

  6. Пришить к валику рукава.

  7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды.

  8. Выполнить головной убор.

  9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор.      

  10. Дополнить костюм куклы украшениями.

                                                     Вариант 2


                         Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»

  1.Нарисовать женскую фигуру.

  2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.

  3.Приклеить рукава.

  4.Аналогично выполнить грудь рубахи.

  5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний                                      край мелкими складками и приклеить на рисунок.

  6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.

  7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.

   8.Прорисовать лицо и ладони.

  9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.

  10.Выполнить головной убор.

  11.Приклеить или нарисовать украшения.

  12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.            

 

§         Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)



                                           Тема сообщения:
« Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа».

•         Основные элементы русского костюма.

•          Символичность цветового решения костюма.

•          Конструкция и основные типы женских головных уборов.

•          Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.

•         Украшение головных уборов.

•          Вышивка, как ритуал.

•          Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.

•          Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение,  свадьба, смерть.

 

 



4. Завершение проекта ( 4 урок)

     Защита проекта представителем от каждой группы.

     Выставка работ.

     Рефлексия

 Учащиеся оценивают

качество проекта, достижение целей, доказательность гипотез;

продуктивность работы группы;

качество сотрудничества;

выбирают лучшие творческие работы;

определяют степень удовлетворенности работой.



Учитель оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по руководству проектной деятельности детей.