2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока по литературе в 11-м классе «Без солнца? или…» 1 70.52kb.
План-конспект открытого урока в 8 классе Учитель физики и информатики... 1 66.17kb.
Разработка урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век» 1 126.15kb.
Урок литературы в 11-классе. Тема урока : «Проблема Пути в пьесе М. 1 48.7kb.
План-конспект открытого урока математики Иваевой С. А. по теме: «Сложение... 1 35.29kb.
План-конспект урока Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» 1 69.11kb.
План-конспект урока тема урока «эдс. Закон Ома для полной цепи» 1 87.57kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
План-конспект урока. Тема: «Поговорим о взятке» 1 165.23kb.
Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу... 1 170.61kb.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в... 1 55.18kb.
Тест по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого Как Алексей Мересьев... 1 27.81kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИСЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
142663, Московская область,

Орехово-Зуевский район, п. Мисцево, д. 24

тел/факс 4-171-945, e-mail: miscevo1@yandex.ru

Нравственные идеалы и заветы

Древней Руси в

«Повести о Петре и Февронии Муромских»

(урок литературы в 9-м классе)

Подготовил: учитель

русского языка и литературы

Гудков Сергей Николаевич



2013 г.

План открытого урока литературы в 9 классе.
Тема урока: Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских».(слайд №1)
Форма урока: урок – размышление.
Цель: показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных ценностей человека.
Задачи:

  1. Помочь учащимся разобраться в жанровом своеобразии произведения, обратив внимание на особенности сюжета, композиции, речь, систему образов героев.

  2. Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.

  3. Формировать навыки исследовательской работы.

  4. Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, репродукции миниатюр к «Повести…», изображение Спасо-Преображенского мужского монастыря, изображение икон Петра и Февронии Муромских.
Эпиграф к уроку:

(слайд №2)

«Нравственность едина во все века и для

всех людей. Читая об устаревшем в деталях,

мы можем найти многое для себя.»

Д.С.Лихачев

Ход урока.
I Организационный момент.

II Слово учителя.

Стареют книги...Нет, не переплет,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами , живет

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймет,

 Что озаряло предков наших лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,

Как водолазы в сумрак Атлантиды, -

Былых веков надежды и обиды

Не только стертый начисто пунктир:

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

(Вс. Рождественский)  

Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка.

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далекого прошлого.


Обращение к эпиграфу урока:
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?
- А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…) (слайд №3)
- Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
- Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)
III Проверка домашнего задания

На дом вы получили индивидуальные задания. Одним из них было: составить подробный план повести. (ответы учащихся)

Следующая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

Защита презентации группы «историков»
Учитель: - «Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.
- Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам. (слайд №4)
Результаты исследовательской работы представит руководитель группы «историков»
ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (слайд №5)составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". (слайд №6)
В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии. (слайд №7)

Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».



(слайд №8)

Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?»

Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев.

(слайд №9)

Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году. (слайд №10)

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.
Защита презентаций групп «литературоведов»
Работа творческих групп с текстом: «Сказка? Житие? Повесть?» (слайд №11)
Учитель: - Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответ - в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения.
В ходе выступления ученики заполняют в тетрадях таблицу:

Сказка


Житие

Повесть (слайд №12)

Результаты исследовательской работы предоставят руководители каждой группы «литературоведов».

1 группа литературоведов – сказка (слайд №13)
Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки: (слайд №14)


  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея. (слайд №15)

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.


Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.
2 группа литературоведов – житие (слайд №16)

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых. (слайд №17)


Жития имели определенную структуру:

  • Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

  • Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых. (слайд №18)


В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

  • Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).

  • Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

  • Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. (слайд №19)

  • Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

  • Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.


Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).
3 группа литературоведов – повесть (слайд №20)
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: (слайд №21)

  • Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

  • Герои повести – реальные люди.

  • Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

  • Детали. (слайд №22)

Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом. (слайд №23)

  • На первый план выдвигается личность крестьянки

  • Тема социального неравенства

  • История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.


Учитель: - Итак, каков жанр у этого произведения? “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием? (слайд №24)
Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.
Слово экспертному совету (количество баллов и оценка, комментарий).
IV Обобщающая беседа.

(слайд №25)

Учитель: К каким эпизодам повести вы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что вы хотели сказать своими иллюстрациями?
(Мудрая девушка из села Ласково.

Условие Февронии и исцеление.

Заговор против княгини Февронии.

“Дайте то, что я прошу!”

Прозорливость Февронии.

Возвращение в Муром и счастливое княжение.

“Приспело время преставления”.

Чудеса с телами Петра и Февронии.)


Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора. (слайд №26)
- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).
- Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица. (слайд №27)
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).
- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).
- А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии? (Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).
- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).
- Ребята, а сейчас посмотрите небольшой эпизод фильма о последних минутах земной жизни героев. (фильм)
V Слово учителя: На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы, т.е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю - 25) во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский день всех любящих. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии - в Спаса - Преображенском мужском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. (слайд №28,29,30)

  • Как вы думаете, о чем просят святых верующие? (о даровании семейного лада и счастья)

VI Итог урока (слайд №31)

Поклоняемся вечным святыням.

И любовь наша к миру чиста

Сердце русское верит и ныне -

Мир жестокий спасет красота...

  • Какая красота? (духовная)

  • Так может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

(«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»)
(слайд №32)
Слово учителя. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

VII Домашнее задание. (слайд №33)
Написать мини-сочинение на тему: «Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских».