1. Воспитывать в детях гуманное, сострадательное отношение к миру - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Воспитывать в детях гуманное, сострадательное отношение к миру - страница №1/1

Творческая мастерская «Сострадание –движение сердца…»

Большое сердце, как океан,

Никогда не замерзает.

Л.Бернс.


Цель занятия:

1.Воспитывать в детях гуманное, сострадательное отношение к миру.



Индуктор.

Л.Н.Толстой вспоминает, что в детстве Николенька, старший брат, придумал игру в «Муравейные братья». Ребята собирались под столом, садились плотно к друг другу и чувствовали биение сердца соседа. Возьмемся за руки, закроем глаза, глубоко вдохнем, почувствуем биение своего сердца и сердца того, кто рядом. Все слышат? У всех оно есть? Смешно? Тогда почему же возникло выражение «Человек без сердца»? Что оно означает?



Социализация.

На доске вы можете прочитать слова Л.Бернса «Большое сердце , как океан, никогда не замерзает». А какое оно-большое сердце? Что оно вмещает в себя?

Учитель раздает маленькие сердечки, вырезанные из бумаги, каждому ученику и чуть побольше – каждой группе. Ученик самостоятельно записывает категории «большого» сердца, а затем в группе они выбирают основные, по их мнению, категории и записывают на «общее» сердце. Каждая группа зачитывает свои категории. Один человек записывает наиболее совпавшие категории на доске.

Индивидуальная работа.

Одна из главных категорий «большого сердца», которую вы отобрали – сострадание. Как вы определите это понятие? Напишите ваше определение.



Афиширование работ.

Работа в группах.

В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию с желанием помочь, а толковом словаре это понятие определяется так: «Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастием, горем». Какое понятие более емкое?



Высказывание учащихся.

Первое понятие говорит о сострадании, как о 1)внутреннем сопереживании чужому несчастью. Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужого несчастья реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде утешительных, ободряющих слов или даже сочувственного молчания.

2)активное сострадание, реализующееся в милосердии и благотворительности. Вспомните и назовите литературных героев, имеющих это чувство сострадания, и героев без сострадания.


И.С.Тургенев «Муму»:Герасим

барыня

Достоевский «Преступление и наказание» Соня Мармеладова

М.Горький «Легенда о Ларре», Ларра

Платонов «Юшка»

Дети, бросающие камни в Юшку

Л.Н.Толстой «Война и мир»Наташа Ростова, Пьер Безухов

Отец Вареньки в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Легенда о Данко




А.Соколов в рассказе «Судьба человека»




Какие герои вас больше привлекают? Какие качества в них преобладают?

Конфликт

А сейчас я вам прочитаю слова известного писателя М.Горького.

Он писал: «Надо уважать человека! Не жалеть…, не унижать его жалостью… уважать надо!» Как вы можете объяснить его слова? Можно ли унизить жалостью? Что имел в виду писатель?

Самоконструкция

Высказывания учащихся

«…Я ненавижу цивилизацию, породившую монстров равнодушия, цивилизацию, на знамени котрой я бы написал самую убийственную со времен зарождения человечества фразу –«Это твоя проблема…». «Это твоя проблема!» произносится, чтобы откреститься от чужих проблем, поставить границу между собой и беспокоящим…»

Э.Лимонов.

«Это я, Эдичка».

Можно ли назвать наше общество бездушным? Почему?

Приведите из жизни примеры сострадания и примеры равнодушия, жестокости? Что перевешивает на этой чаше весов? А мы с вами часто проявляем сострадание? Поразмыслите над темой нашего занятия? Напишите небольшое сочинение –эссе


Афиширование.
Ребята зачитывают свои сочинения.

Учитель: Я знаю, что от слов до поступков – пропасть. Как писал ведикй гуманист, писатель и пророк: «Сделаться человеком нельзя разом, надо выделаться в человека. Тут дисциплина».

Но я уверена, что добрые слова, сказанные сегодня на уроке не напрасны. Если хотя бы раз они удержат нас от дурных поступков и помогут совершить добрый, то это будет прекрасно».
«Поэза сострадания»
Жалейте каждого больного

Всем сердцем, всей душой,

И не считайте за чужого,

Какой бы ни был он чужой.

Пусть к вам потянется калека,

Как к доброй матери дитя,

Пусть в человеке человека

Увидит, сердцем к вам летя.

И, обнадежив безнадежность,

Все возлюбя и все простив,

Такую проявите нежность,

Что умирающий стал жив!..

И будет радостна вам снова

Вся это грустная земля…

Жалейте каждого больного,

Ему сочувственно внемля.



И.Северянин.

Рефлексия

Подумайте, кому мы можем помочь? К кому мы можем проявить сострадание? Кто ждет вашей помощи? Ваши предложения ждет шкатулка «Добрые идеи»