1. Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии. Во-первых - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психология как наука: определение психологии как науки, задачи, место... 1 56.77kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» 1 440.32kb.
15 апреля 1880, Прага, Австро-Венгрия 1 18.36kb.
1. Определение соц психологии как науки, история её развития 2 567.49kb.
Основные этапы развития психологии воспитания в контексте становления... 1 31.65kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 111.51kb.
Психология это серьезно! Основная идея нашего проекта 1 35.19kb.
Возникновение психологии как науки. Место психологии в системе наук 1 14.44kb.
Психология неблагополучной семьи 1 104.56kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 04 медицинская... 1 283.06kb.
Теория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности 1 81.95kb.
Примечание 1 120.55kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
1. Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии. Во-первых - страница №1/7

1. Психология как наука. Соотношение научной и житейской психологии.

Во-первых, это наука о психике.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания. Человек изучает сам себя.

В-третьих, особенности психологии заключаются в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Потому что познать – значит научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом очень важен тот момент, что познавая себя, человек будет себя изменять. В масштабах всего человечества можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.



Соотношение научной и житейской психологии.

У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.

Можно выделить основные отличия житейских психологических знаний от научных:

1)   Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Они характеризуются ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Психологические понятия часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны (например, темперамент, личность).



2) Житейские психологические понятия носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб (например, у детей в ходе развития). В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

3) Способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей – конкретности и интуитивности. Житейский опыт от старшего поколения к младшему передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств.

4) Методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы ограничиваемся наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

5) Отличие и вместе с тем преимущество научной психологии – она располагает обширным, разнообразным и нередко уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал накапливается и осмысливается, в том числе в специальных областях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, патопсихология, психология труда, социальная психология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Потому что рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию (например, изучение общих закономерностей развития восприятия, мышления, личности при изучении особенностей развития слепоглухонемых детей).

Но несмотря на все отличия, научная и житейская психология находятся в тесной взаимосвязи. И это выражается в том, что:



1)   научная психология опирается на житейский психологический опыт;

2)   извлекает из него свои задачи;

3)   на последнем этапе им (опытом) проверяется.
2. Развитие взглядов на предмет психологии.

Психология прошла длинный путь развития. И в этом развитии происходило изменение взглядов на предмет психологии.



1)   Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала 18 века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

2)   Явления сознания как предмет психологии. В 18 веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3)   Непосредственный опыт как предмет психологии. Происходит становление психологии как самостоятельной опытной науки. Этот процесс связан с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта. Считается, что возникновение собственно научной психологии произошло в 1879 г., когда Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Вскоре, в 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Его идеи лежали в основе замысла создать опытную (физиологическую) психологию.

4)   Поведение как предмет психологии. Начало 20 века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма. Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

5)   Бессознательное как предмет психологии. Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.

6)   Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. В этом направлении действуют различные теории когнитивной психологии. Они пытаются выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

7)   Личный опыт человека как предмет психологии. Главную роль личному опыту человека отводит гуманистическая психология. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

8)   Начиная с середины 20 века и на современном этапе развития психологической науки предметом психологии выступают объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.



Объект психологии – психика человека и животных.

Предмет психологии – основные законы формирования и функционирования психики человека и животных.

Основная задача психологии – изучение психических явлений посредством раскрытия тех объективных связей, которыми они объективно определяются.
3. Понятие о психике. Психическая деятельность человека и животных.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

На уровне человека события прошлого выступают в качестве опыта, представлений памяти; настоящего – в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего – в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях.

Определяющими признаками психики являются:

1)  отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа,

2)  ориентация живых существ в этой среде,

3)  удовлетворение потребности в контактах с нею (со средой).

Эти контакты, в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.



Психическая деятельность животных – целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Психическая деятельность животных экологически ситуационно обусловлена и всецело подчиняется (в отличие от человека) только общебиологическим закономерностям.

Соотношение психики и мозга.

Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в природе человека. Мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее как центральная нервная система, осуществляющая высшую нервную деятельность. Взятая с точки зрения социальной детерминации – как психика. Психика – это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онтогенезе, так и в филогенезе. Причем второе является определяющим по отношению к первому.



Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

Филогенез – историческое формирование группы организмов; процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
4. Сознание как высшая форма отражения действительности.

С переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.



Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Характеристики сознания:

        Активность;

        Интенциональность (направленность на предмет; сознание всегда – сознание чего-либо);

        Способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

        Мотивационно-ценностный характер;

        Различная степень (уровни) ясности.

К основным функциям сознания относятся следующие:

        отражательная;

        порождающая (творческая, или креативная);

        регулятивно-оценочная;

        рефлексивная.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно. Оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами – структурами соц.системы, в которой существует индивид.


5. Соотношение сознательного, предсознательного и бессознательного.

Кроме сознания в психологии выделяют также подсознание.

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся различные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, еще не ставшие сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.).

В классическом психоанализе З. Фрейда психика человека подразделяется на три системы: сознание – предсознательное – бессознательное.

Основным отличительным признаком предсознательного выступает наличие в нем информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но способных стать сознательными (осознанными) при совпадении определенных условий. Как система психики предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного.

Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Под бессознательным Фрейд понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д.

Таким образом, вытесненное автор рассматривает как типичный пример бессознательного. При этом он утверждает, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным (предсознание), и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным.

6. Сознание и деятельность.

Психика, или ее высшая форма – сознание, не дана человеку в готовом виде с момента рождения, и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика и, соответственно, сознание.



Деятельность – система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.

Деятельность также можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.

Существуют определенные отличия деятельности человека от деятельности животных:

1.    Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой не производит и не создает.

2.    Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3.    Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4.    Деятельность человека в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5.    Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.



7. Основные характеристики деятельности человека.

Основные характеристики человеческой деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.



Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно лежит конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть органическими, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма, связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.д.).

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыка, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Напр., предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки; предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.



Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать покупку книги, ее чтение; действиями, входящими с состав трудовой деятельности, можно назвать поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Различают следующие основные виды действий:

  Сенсорные (связанные с возникновением ощущений)

  Перцептивные (действия по восприятию объекта)

  Моторные (двигательные действия)

  Волевые (действия по преодолению трудностей при достижении поставленных целей)

  Мыслительные (связанные с решением интеллектуальных задач)

  Мнемические (действия памяти)

  Внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира)

  Умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Операцией называют способ осуществление действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Например, разные люди по-разному запоминают информацию. Это значит, что действие по запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Среди структурных элементов деятельности выделяют умения, навыки, привычки.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.



Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Привычки от умений и навыков отличаются тем, что представляют собой так называемый непродуктивный элемент деятельности.

Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой и часто неразумной частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться.

От умения привычка отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Основными видами деятельности являются общение, игра, учение, труд.

Общение – это вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психического развития человека.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.


8. Отличие деятельности человека от деятельности животных.

Принцип единства сознания и деятельности.

Одним из основополагающих принципов отечественной психологии является принцип единства сознания и деятельности. Впервые он был сформулирован С.Л. Рубинштейном в 1933 году. Суть принципа заключается в следующем: психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется.

Взаимоотношения сознания и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны сознание формируется в процессе деятельности. С другой стороны, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности.

Благодаря сознанию деятельность субъекта приобретает опосредованный характер, психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат.


9. Понятие, виды и свойства ощущений.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущение и восприятие можно объединить понятием «сенсорно-перцептивные процессы».



Сенсорные процессы – сенсомоторная система человека, жизнь через чувства и движения. Название происходит от латинского слова sensus – ощущение – процесс отражения отдельных свойств и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Сенсомоторика обеспечивает начальную стадию познания (конкретно-чувственное познание) и предметно-деятельностное взаимодействие с окружающим миром, т.е. интегрирует чувственное отражение и действенную активность.

Перцептивные процессы. (от лат. perceptio – восприятие) – процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Сенсорно-перцептивные процессы
Ощущение Восприятие

Отражение
Часть (отдельные свойства) Целое

Непосредственное

воздействие на органы чувств

Классификация ощущений.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантные и контактные ощущения.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние. Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела – вкусовые, болевые, тактильные ощущения.

2. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивпые и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения).

Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Следующую группу составляют проприоцептивные или двигательные ощущения. Они отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемых при этом усилий. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения. Ощущение положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия, например, устойчивости.



3. По модальности (одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика) раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические, кожные (тактильные, температурные, болевые).

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Ночью все предметы кажутся черными и серыми. При слабом освещении колбочки прекращают свою работу, и зрение осуществляется аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета.

Нарушение работы палочкового аппарата (известное как заболевание «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение относительно нормально.

При ослаблении действия аппарата колбочек плохо различаются или совсем не различаются хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал) и является генетически обусловленным. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота (4 % мужчин и 0,5 % женщин страдает дальтонизмом).



Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, музыку, имеет возможность общаться с другими людьми.

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты: высокие – низкие (зависит от частоты колебания звуковых волн), силы: громкие – тихие (зависит от амплитуды их колебаний), тембра (определяется формой колебания звуковых волн) и различного качества (музыкальные звуки, речь, шумы).

Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочка носа.

Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания при различении видов пищи.

Кинестетические ощущения или двигательные связаны с мышечно-суставной чувствительностью.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя.

Болевые ощущения являются общими для всех анализаторов. Организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в процессе труда систему познавательной деятельности руки. Рука может параллельно или компенсаторно может выступать таким же органом, как и зрение. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым установлен контакт: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность.



Качество. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность. Определяется силом действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность. Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью.

10. Закономерности возникновения ощущений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих раздражителей на органы чувств. Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период.

Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом.

Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция.

Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Он ограничивает чувствительность с другой стороны, до определенного предела (возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений). Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Пороги ощущений индивидуальны у каждого человека и не остаются неизменными на протяжении жизни. Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности.

Кроме величины абсолютного порога, ощущения также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом. Дифференциальный порогнаименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Например, через некоторое время какой-либо запах, присутствующий в помещении, перестает ощущаться нашими органами, т. к. чувствительность анализатора постепенно понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. Например, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. Приведенный пример касается темновой адаптации. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности. Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.
11. Понятие и виды восприятия.

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. По сравнению с ощущениями восприятие – более сложный процесс отражения действительности, предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности. Ощущения только отражают отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями. Взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести.

Виды восприятия.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклада, просмотр тематической выставки.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятие может быть организованным и неорганизованным.



Организованное восприятие – это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятиеэто обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).



По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

• восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

• восприятие человека человеком;

• восприятие времени;

• восприятие движений.

В восприятии npocmpaнcmвa различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов.

Восприятие величины предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза.

Восприятие формысложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора.

В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения: на сетчатке левого и правого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его больше с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза отражается больше правая сторона предмета. Одновременное видение предмета двумя глазами дает впечатление объемности воспринимаемого предмета.



Восприятие глубины (или удаленности) достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией

Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас предметов на расстоянии не больше 30 метров. Объясняется это тем, что аккомодация хрусталика глаза обеспечивает ясное видение только на близком от нас расстоянии.

В восприятии удаленности при расстояниях до предмета более 30 метров при бинокулярном зрении важную роль играет механизм конвергенции глаз (т.е. согласованное движение глаз, обеспечивающих ясное изображение предмета на сетчатках). Мышечно-двигательные ощущения при конвергенции глаз позволяют нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас.

Восприятие человека человеком. Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, манеры. Одними из ведущих признаков оказываются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. При рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям. Интересно отметить, что возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.



Восприятие времениэто отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие длительности явлений. При оценке продолжительности событий и временных интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается.

Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека.

При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.



Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Оно связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

Восприятие темпаэто отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритмаэто отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

Восприятие движенияэто отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Наблюдая движения, прежде всего, воспринимают:

• характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание),

• форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.),

• амплитуду (размах) движения (полная, неполная),

• направление движения (направо, налево, вверх, вниз),

• продолжительность движения (краткое, длительное),

• скорость движения (быстрое или медленное, при циклических движениях – быстрый или медленный темп),

• ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное).

Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового (при звучании движущегося предмета).

Основными сигналами направления и скорости движения объекта являются мышечные раздражения от обоих глаз, следящих за предметом, головы, при ее повороте в сторону движения предмета, а также раздражения, поступающие от сетчатки глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета.

Экспериментально установлено, что точность восприятия движения предметов зависит от нескольких условий:

• чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;

• восприятие объекта движения при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;

• восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением;

• восприятие направления и скорости движения послеживающим взором точнее, чем неподвижным взором;

• восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;

• точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени.


12. Общие закономерности и индивидуальные различия восприятия.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.



Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст).

следующая страница >>