1. Пояснительная записка Общие положения: предназначение программы, законодательная база, средства реализации предназначения, актуал - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления... 2 415.64kb.
1. Общие положения программы. Актуальность, цели, задачи, этапы реализации... 1 242.79kb.
Программа по математике в 4 классе «Школа 2000» Л. Г. Петерсон пояснительная... 1 161.24kb.
I. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности... 6 1918.85kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей... 2 493.7kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый 3 808.66kb.
Рабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс 3 987.61kb.
Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» формирование основ... 5 2098.23kb.
Пояснительная записка к учебному плану 3 416.69kb.
I. Пояснительная записка методические рекомендации к проведению занятий 8 1684.03kb.
Пояснительная записка к учебным планам дополнительной предпрофессиональной... 1 45.16kb.
Палинологическая школа-конференция с международным участием 1 207.36kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
1. Пояснительная записка Общие положения: предназначение программы, законодательная - страница №1/21

1. Пояснительная записка

    1. Общие положения: предназначение программы, законодательная база, средства реализации предназначения, актуальные позиции, генеральная цель, адресность;

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Образовательная программа, Программа) – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Образовательная программа призвана показать:


  • как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;

  • какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;

  • как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Поэтому Образовательная программа учитывает потребности воспитанников, их родителей, общест­венности и социума.

В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения.

Она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации на практике;

Программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму»;

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Она построена на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса

и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы обязательно учитываются принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Назначение «Образовательной программы» определяется исходя из того, что это внутренний образовательный стандарт, обусловленный:


  • Федеральным законом «Об образовании»;

  • Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ) в области дошкольного образования;

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» в редакции от 12 сентября 2008 г.;

  • Разделом «Дошкольное образование» документа «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики»;

  • Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

  • логикой развития ДОУ, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков – родителей (законных представителей);

  • Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида «Теремок»;

  • Лицензией на право ведения образовательной деятельности № 265 от 06.07.2011г.;

  • Свидетельство о государственной аккредитации № 67 от 04.06.2010г.

Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности; Она определяет основные характеристики и организационно-педагогические условия дошкольного образования в детском саду.

Образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Т.Н.Дороновой «Радуга»М., «Просвещение», 2010, разработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования). Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому»

Образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть образовательной программы реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа «Радуга», которая является основой образовательной программы детского сада, в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья.

Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:


  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;



  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа задумана и реализована как:

  • комплексная, т. е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;

  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребыва­ния;

  • личностью ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа направлена на достижение трех основных целей:

  • сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

  • способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

  • обеспечивать каждому ребенку возможность радости и содержательно прожить период дошкольного детства.

Образовательная программа учитывает общий объем нагрузки в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на :

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • Самостоятельную деятельность детей;

  • Взаимодействие с родителями воспитанников.

  • Структура программы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста и интеграцию образовательных областей. Вариативную часть программы составляет региональный компонент.



    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

Возрастные и психологические особенности детей до 3 лет.

В психике ребенка уже заложен фундамент всех его приобретений: малыши умеют общаться с окружающими взрослыми, у них сформированы первые привязанности. С помощью взрослых они способны открывать мир предметов и учиться обращаться с ними, переживают свое собственное «Я», самостоятельно двигаются и самостоятельно исследуют ближайшее окружение, понимают речь, говорят. Но во многом дети еще несамостоятельны, поэтому для них важно быть уверенными, что воспитатели в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат, найдут способ преодолеть любую проблему. Дети в этом возрасте начинают ценить себя, если их ценят другие. Уважение к ребенку должно стать нормой жизни в группе.



Одной из характерных особенностей поведения детей является ярко выраженная ситуативность. Малышу интересно знать все, что его окружает. Память малыша функционирует преимущественно в виде узнавания. Мышление протекает в наглядно-действенной форме, познание окружающего мира осуществляется путем практических действий, предметных манипуляций. Велика роль предметов в жизни и развитии малыша. Эмоции так же ярче проявляются в моменты восприятия предметов. Детям этого возраста присуща особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Особое место в этом мире занимает взрослый человек. Все общение малыш выстраивает с ориентацией на взрослого, а не на сверстников. Своеобразие отношения малышей к окружающему миру заключается в его импульсивности, неустойчивости эмоций, страстности. Речью ребенок овладевает только благодаря взрослому в ходе общения. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Фронтальные формы работы со всей группой в этом возрасте малоэффективны. Особенность возраста необходимо учитывать при общении, для того, чтобы ребенок заговорил. Для этого требуется побуждать детей пользоваться речью, дожидаться ответа даже от тех детей, чья речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать. Использовать нудно простые конструкции и простые предложения. В мир культуры ребенка тоже вводит взрослый. Как можно больше детям надо читать и рассказывать в этом возрасте. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторение спектаклей, сказок и историй даст толчок развитию ребенка. Единство эмоционального и действенного отношения к миру – главная особенность психической организации детей до 3 лет. Малыш внимательно обследует каждый предмет развивающей среды с помощью органов чувств, включая вкус и обоняние. Малышу интересен не только внешний вид предмета, но и то, что внутри. Наиболее привлекательны предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-то положить, а затем вынуть. Надолго завладевает вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части, и детали, из которых можно собрать, сконструировать предмет. Ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете. Ребенок 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым, он может нанести вред растениям, насекомым, животным, пробуя манипулировать с ними, как с неживыми объектами. Это нельзя считать проявлением жестокости в этом возрасте. Разницу между живым и неживым ребенок усваивает в процессе наблюдений через отношение взрослого к живым объектам. Дети в этом возрасте многократно повторяют прямые и обратные действия. Необходимо внести в среду такие предметы, которые позволят это делать. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки и предметы, которые двигаются: игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а так же механические игрушки. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану. Через игрушки развивается сенсорное восприятие. Необходимы для детей пособия по знакомству с разными материалами, тканями, деревом, глиной, металлом, пластиком, резинкой. К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации – упорядочения по размеру. Необходимо предоставлять детям пирамидки на конусной основе, матрешки, формы-вкладыши. Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые могут дать детям эталонные представления. На основе восприятия ребенок к трем годам учиться осуществлять простейшие классификации по цвету и размеру.

Ребенок 2-3 лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле остановиться в проявлении эмоций немедленно. Если эмоция слишком сильная и захватила ребенка, он нуждается в помощи взрослого, которые может его успокоить, переключить, отвлечь. Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием: упал, тесная обувь, настроение из-за смены погоды, перепадов давления и солнечной активности, полнолуние и др. После кризиса 3 лет вспышки негативных эмоций и попытки взрослых навязать свою волю ребенку. Положительные эмоции тоже связаны с требованиями организма.



Возрастные и психологические особенности детей с 3 до 4 лет

В этот период ребёнок переживает кризис 3 лет. Его суть состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поведение детей в этот период – непрерывная череда волеизъявлений: я хочу! Я буду! Я не буду! В этот период нельзя вступать с детьмим в конфронтацию. Следует переключать внимание ребенка от конфликта, оращаться мягко, но требовательно и без физического принуждения. Дети требуют уважения к себе, к своим намерениям и воле. От взрослого требуется большое терпение. Тенденция к самостоятельности, независимости часто приводят к разногласиям между стремлениями малыша и ограничению самостоятельности и отсутствию поддержки и правильной оценки этой самостоятельности со стороны взрослых, к кризису 3 лет. Необходимо поддерживать стремления каждого ребенка к самостоятельности, замечать и одобрять ее. В этом возрасте начинает складываться общение ребенка со сверстниками, дети опробуют разные способы взаимодействия.

Трёхлетний ребёнок - это неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, заниматься продуктивным трудом, клеить, лепить, рисовать. В то же время он не готов выслушивать долгие рассказы. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Он активно исследует и познаёт то, что непосредственно воспринимает и чем может манипулировать. Ребенок получает удовольствие от того, что он что-то умеет, гордиться своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создаёт в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной смелости. Это время совершенствования навыков самообслуживания. Если в этом возрасте научить правильно мыть руки, вытирать их, чистить зубы, складывать одежду, то дети в дальнейшем будут педантично это выполнять и придерживаться порядка. В этом возрасте дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действия, если взрослый попросит показать что-то, они с удовольствием продемонстрируют свои умения. Этот приём очень хорош для совершенствования навыков. К трём годам ребенок начинает относиться критично к результатам свой деятельности. Рассматривая то, что у него получилось. Он сопоставляет результат с образом цели, начинает стремиться к совершенствованию результата. Необходимо показывать, как можно улучшить результат. Мышление детей к 3 годам носит наглядно-образный характер. Это означает, что манипулируя объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлений о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире. Специально организованные занятия позволят формировать начальные математические представления детей о количестве. Величине, признаках, свойствах предметов. В работе с детьми данного возраста необходимо помнить, что слушать рассказ педагога они могут в пределах 5 минут. Для того, чтобы осваивать материал, дети должны практически действовать. Продуктивными могут быть демонстрационные опыты, продуктивная деятельность с математическим или познавательным содержанием, игры.

Предметная деятельность остается ведущей. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие мышления, памяти, восприятия, развитие речи, таких качеств как самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

Тенденция к самостоятельности, независимости часто приводят к разногласиям между стремлениями малыша и ограничению самостоятельности и отсутствию поддержки и правильной оценки этой самостоятельности со стороны взрослых, к кризису 3 лет. Необходимо поддерживать стремления каждого ребенка к самостоятельности, замечать и одобрять ее. В этом возрасте начинает складываться общение ребенка со сверстниками, дети опробуют разные способы взаимодействия.

Дети осознают сходство со сверстниками, им необходимо предоставлять равенство возможностей.

На четвёртом году жизни отмечается яркость и непосредственность эмоций, лёгкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок ещё не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности. Малыш по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизлияний ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушек. Дети получают в этом возрасте большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Ребенок может бурно реагировать на неудачу в этой деятельности.

Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет.

Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?» Ему становятся интересны связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Отвечая на вопросы детей не нужно пускаться в пространственные или глубоко научные объяснения, мысль нужно сформулировать лаконично. Но объяснение должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. В этом возрасте дети могут строить и свои умозаключения. Внимательно необходимо выслушивать их рассуждения и не торопиться вносить свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка стремления ребенка рассуждать и думать. Нужно проявлять серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутка и насмешливый тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

В этом возрасте у детей появляется способность к целеполаганию. До начала действий ребенок способен представить будущий результат своей деятельности. Меняется отношение ребенка к продукту таких целенаправленных действий, появляются требования к результату своей деятельности, а так же способность на основе уже достигнутых целей ставить новые. Ребенок способен удерживать план действий и реализовывать его. Но для этого необходимо создавать условия. Для реализации системы целей необходимо использовать такие виды детской деятельности (продуктивной, игровой), в которых ребенок может получить зримый, осязаемый результат. Необходимо вызывать интерес у детей к этим видам деятельности, создавать условия для самостоятельного достижения целей (через обустройство игрового пространства, планирование деятельности, проговаривание целей, мотивацию).

На пятом году жизни дети способны в своем познании выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Дети обретают способность воспринимать и воображать себе на основе словестных описаний различные миры и события. В этом возрасте можно начинать читать детям волшебные сказки. Нельзя спешить показывать иллюстрации, пусть дети сами представят себе своего героя, пусть работает воображение. Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а так же черпаются из жизни, литературы, фильмов, программ. Педагоги должны быть готовы, что сюжеты окажутся новыми и неожиданными. Игра, воспроизводящая бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора) передаёт опыт ребенка и задействует его память, репродуктивное, воспроизводящее воображение. Игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В сказках даны эталоны о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. Нужно подбирать детям сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои и их поступки. Дети обожают переодеваться и наряжаться. Необходимо обеспечивать их разнообразными костюмами, другими материалами. Так же для разворачивания игр необходимы ткани, перекрытия, для того, чтобы ребенок мог сам придумать игровую среду. Дети способны постепенно накапливать знания о самых разных предметах, которых они не видели, о которых узнают только со слов взрослого. Это возраст почемучек, что необходимо поощрять в детях. Чувства и отношения, переживаемые ребенком бескорыстны, это самое благоприятное время для формирования нравственных начал, формирования будущего гражданина. Пятый год жизни – это буйный расцвет фантазии, к которой нужно относиться бережно, заинтересовано, не уличать во лжи. В период с 4 до 5 лет можно закладывать основы созидательного отношения к предметному миру и познавательные интересы. И то, и другое должно сопровождаться уважительным отношением со стороны взрослых и сверстников. В плане общения дети среднего возраста уже ориентированы на сверстников. В этом возрасте образуются микрогруппы,

лидерами которых являются дети с хорошо развитой речью, самостоятельные и инициативные в игре. Требуется внимательное отношение и правильное взаимодействие, чтобы в группах не было изгоев. В среднем возрасте формируется адекватная самооценка себя и результатов своей деятельности, формируется образ «Я». Взрослым очень важно высказывать оценку действий, поступков детей, хвалить за результат, поддерживать положительный образ «Я».

Мышление ребенка после четырёх лет постепенно становиться речевым. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в продуктивную деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т.п. Сформировна операця сериации – построения возрастающего или убывающего ряда (например, по размеру).



Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка. Большинство детей проявляют интерес к абстрактным символам. Начинает развиваться знаково-символическая функция. Дети могут находить простейшие закономерности в построение упорядочного ряда (например, чередование бусин по размеру и цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними. Развивается и совершенствуется представление о пространстве и времени. Это открывает возможности в познавательной деятельности и самостоятельной организации игр. Заметно увеличивается значение речи как способа передачи детям разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора. Наряду с наблюдением и экспериментированием. Эмоциональные реакции детей становяться уравновешенными. Если у ребёнка нет актуальных причин для переживаний, он жизнерадостный человек, который пребывает обычно в хорошем настроении. Дети уже не так быстро утомляются, они делаются выносливее. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния и чувства, которые испытывают герои. Детям становиться доступнее внутренняя жизнь человека. Художественные образы развивают у ребенка способность сопереживать чувствам другого человека. Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, чувств. Это любовь, вражда, помощь, справедливость, несправедливость. Такая чувствительность к состоянию другого человека отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых есть такие переживания. Речь детей становиться интонационно богаче, выразительнее, в ней появляются различные оттенки. Возможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок. Возникает ролевой диалог. Этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции. К четырём годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений. Сверстник становиться интересен как партнёр по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей. Негативные оценки можно давать только поступкам, но не детям. У детей появляются первые друзья, с которыми быстро налаживаются взаимоотношения. Участие взрослого в играх детей только по приглашению детей. Недопустимо диктовать детям, во что они будут играть. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организованная самими детьми деятельность. Дети любят путешествия и приключения. В этом возрасте нужно выходить за пределы детского сада на экскурсии.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно можно корректировать негативные проявления с учётом индивидуальных особенностей.



следующая страница >>