1. Определение соц психологии как науки, история её развития - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основные этапы развития психологии воспитания в контексте становления... 1 31.65kb.
Психология как наука: определение психологии как науки, задачи, место... 1 56.77kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 04 медицинская... 1 283.06kb.
Возникновение психологии как науки. Место психологии в системе наук 1 14.44kb.
Программа дисциплины «Историческая география» 1 265.78kb.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Биология. 1 106.81kb.
Психология это серьезно! Основная идея нашего проекта 1 35.19kb.
Использование элементов истории науки на уроках математики как средства... 4 517.93kb.
Основы общей психологии 41 12498.01kb.
Практическое занятие №1 Основные этапы развития методики преподавания... 1 25.53kb.
1. Политология как самостоятельная отрасль знания и учебная дисциплина... 1 82.91kb.
§ 44. Культура и права человека Быть культурным человеком 1 48.01kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
1. Определение соц психологии как науки, история её развития - страница №1/2

1.Определение соц. психологии как науки, история её развития.
Соц. психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длит времени соц. - психологические идеи разрабатывались в различных рамках философских учений.
В истории соц. психологии выдел 3 периода:

1.накопление знаний в сфере философии и общей психологии.

(VI в. до н.э.–сер. XIX)

2. Выделение соц. психологии из философии в самостоятельную науку.(50-60 гг. XIX в- 20гг XX в)

3. оформление соц. психологии в экспериментальную науку (20-е гг.XXв - до наших дней).

Начало существования соц. психологии как дисциплины - 1908г, когда появились работы английского психолога У.Мак Доуголла и американского социологага- Э.Росса в работах которых содержится термин соц. психология.

Само сочетание соц. психология указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук, соц. психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что и социология и психология охотно включают в себя соц. психологию в качестве составной части. Соц. психология выделилась в самостоятельную науку, т.к. существует класс фактов обществ жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при определенных усилиях двух наук. Современная соц. психология представляет собой сложный коллаж знаний, полученных в рамках различных по методологической направленности школ в ходе прикладных исследований и богатой практики соц. - психологического обучения.
2.Подходы к определению предмета соц. психологии.
Соц. психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Предмет соц. психологии:

1. соц. психология должна рассматривать поведение индивидов как функцию соц. стимулов.

2.поведение как следствие когнитивной (мыслительной) активности

3.зависимость и взаимозависимость между индивидуальным поведением.

4.связь человека и изменения соц. среды.

5. Гордон Оилпорт видел цель соц. психологии в объяснении того, как реальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида.

В отечественной психологии большинство авторов разделяют взгляды на соц. психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны психологические свойства человека проявляются во взаимодействии с другими людьми, с другой стороны особенности соц. психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства.

Андреева - разделы соц. психологии:

1.закономерности общения и взаимодействия людей.

2.соц-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы.

3.соц-психологические особенности личности.

3.Задачи и основные проблемы соц. психологии.
Соц. психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психолог характеристики самих этих групп.

Задачи соц. психологии.

1. продолжение углубления исследования проблем, относящихся к предмету социальной психологии.

2. содержательный пересмотр соц. - психологических проблем, в связи с изменившимися соц. условиями в нашей стране.

3. исследование новых соц. - психологических явлений: экономических, этнических, классовых, политических, идеологических и др.

4. исследования социально-психологических изменений массового сознания, общественного настроения и общественного мнения.

5. анализ возрастания роли соц. психологии в современном обществе.

6. взаимодействие соц. психологии с практической психологией.

7.обеспечение взаимосвязи отечественной соц. психологии с различными направлениями зарубежной соц. психологии.



Основные проблемы соц. психологии.

1. закономерности и механизмы общения совместной деятельности.

2.особенности соц.- психологических явлений в малых группах (образование групп, групп динамика, структура группы, межличностные отношения, лидерство и руководство группой).

3.особенности соц. - психологических явлений в больших соц. группах.

4. соц. - психологические качества личности. Социализация личности, соц. установки личности

5. роль личности в группе.


4.Методы сбора социально - психологических данных.
Методы сбора соц. - психологических данных - это совокупность приёмов, процедур, операций, с помощью которой эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу.

Методы.

1.наблюдение-это метод сбора соц. - психологической информации путём непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов. Наблюдение в соц. психологии представлено в самых разнообразных видах: житейское и научное, включенное и не включенное, структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное. Наблюдение имеет свою содержательную специфику с точки зрения предмета наблюдения. Предметом является взаимодействие людей в различных системах. Взаимодействие-это обмен поведенческими реакциями или их отсутствие. В соц. психологии разрабатываются специальные схемы и алгоритмы соц. - психологического наблюдения и подходы к анализу наблюдаемых данных.


2.опрос - метод направленный на сбор данных о мнениях и убеждениях людей, позволяет выявить особенности мотивации и соц. установок респондента.

Виды опроса.

▪ устный (интервью)

▪ письменный (анкетирование).анкетирование: прессовое, почтовое, раздаточное. Качество полученных данных зависит от форм материала, формулировки вопроса, от их порядка и др.

▪ соц. – психологический тест. В соц. психологии чаще всего применяются личностные тесты, с помощью которых можно измерить соц. – психологические явления (сплочённость). Наиболее распространенным среди тестов является социометрия. С помощью социометрии исследуются отношения в группе

▪ эксперимент - выступает одним из основных методов исследования. Представляет собой особую научную деятельность, направленную на установление причинно - следственных связей между исследуемыми переменными.

Виды эксперимента.
▪ лабораторный

▪ естественный

▪ констатирующий основных

▪ формирующий - анализ результата деятельности

▪ анализ документов

▪ метод обобщения независимых характеристик.


5. Методы активного соц. - психологического обучения.
Методы активного социально - психологического обучения формируют коммуникативную культуру.

Основные методы реализации (по Емельянову)
1. дискуссионные - основные методы усвоения и реализации общения, построенного по принципу диалога. Дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения, и в результате обмена мнениями подойти к всестороннему видению предмета
Дискуссионные методы включают

▪ групповую дискуссию

▪ разбор случаев из практики

▪ анализ ситуации морального выбора.


2. игровые методы - это разнообразные творческие и дидактические игры (ролевые и деловые). Главную роль играет психолог. Обучающая деятельность участников разворачивается в рамках, которые задаёт психолог.
3. тренинг сензитивности - тренировка межличностной чувствительности. В результате у человека развивается психологическая наблюдательность, формируются и развиваются способности прогнозировать поведение другого человека и предвидеть своё воздействие на него.
6. Исследования в области соц. психологии и этика.
Мотивы, побуждающие человека стать участником эксперимента:

1.желание приобрести знание.

2. желание испытать приятные или стимулирующие ощущения.

3.оказать экспериментатору любезность, которую, возможно, будет как либо возвращена.

4.желание внести вклад в науку.

5.денежное вознаграждение.

6.принятие участие в эксперименте для того, чтобы поступить на псих факультет (характерно для Запада).

7.возмож-ть вступить в контакт с человеком, имеющим психологическую подготовку, быть им замеченным и поведать ему что-то личное. По отношению к экспериментатору испытуемые занимают подчиненное положение.

Межличностные отношения между экспериментатором и испытуемым обладают уникальными чертами. В лаборатории испытуемый попадает в незнакомую обстановку с неясными правилами поведения. Это порождает беспокойство, тревогу и пассивность, из-за которой испытуемый в лаборатории склонен к повиновению и поддаётся внушению больше чем в люб другом месте. С т. зрения испытуемых наибольший вред причиняют процедуры связанные с унижением достоинства, снижения доверия к авторитетам (психологам). После эксперимента псих-г должен принять все необходимые меры, чтобы испытуемый ушёл из лаборатории, не испытывая чувства унижения, неуверенным в себе, с чувством отчуждения или враждебности, которых у него не было до эксперимента.

Психолог имеет право подвергать испытуемых эмоциональному стрессу или причинять им любой другой вред, только если проблема имеет большое значение и не может быть исследуема другим способом. При проведении таких исследований психолог должен серьёзно продумать возможность вредных последствий и должен быть готов устранить их сразу же, как только позволит план эксперимента. При существовании опасности серьёзных последствий исследования могут проводиться лишь в том случае, если испытуемые полностью проинформированы о такой возможности и, несмотря на это дали своё добровольное согласие участвовать в эксперименте.


Исследование подчинения, проводимое Милграмом в 1963г.
1.влияние эксперимента на испытуемых было травмирующим.

2.эмоц волнение было опасным, т.к. оно могло вызвать изменение собственного «я».

3.в ходе эксперимента испытуемый совершал действия, которые считал недостойными, причём в эти действия его ввёл тот человек, которому он доверял.

4.испытуемый понял, что его обманули, следовательно, это привело к снижению самооценки.

5.испытуемому было трудно выразить открыто свой гнев после того, как экспериментатор не считая себя виноватым, дружеским тоном сообщил об обмане.

6. компенсирующие мероприятия не проводились.

7.у испытуемого возникало потрясение оттого, что экспериментатор делает с ним, а также потрясение оттого, что они сами делали со своими жертвами.
7.Понятие соц. группы. Классификация групп.
Соц. группа - это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организациям, назначению и общему значению. В связи с этим Андреева предлагает следующую классификацию групп. Условные - объединены по общему признаку (пол, возраст, профессия…) Реальные - люди постоянно находящиеся вместе в повседневной жизни и деятельности. Лабораторные - создаются в интересах их научного изучения. Естественные – складываются сами по себе, формируются в реальных жизненных ситуациях. Большие: стихийные (толпа, публика, аудитория) и устойчивые (соц. классы, этнические группы). Малые: становящиеся - люди не сплочены совместной деятельность (экскурсия) и развитые: люди, включенные в совместную деятельность (различное кол-во)


8.Основные характеристики группы
Соц. группа-это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии.
Основные характеристики (параметры) групп.
1.состав группы. Описывается по-разному, в зависимости от значимости социальной характеристики членов группы. Описание состава группы и задач исследования
2.структура группы – рассматривается с точки зрения структуры групповой деятельности, т.е. описываются функции каждого члена группы в совместной деятельности.
3.групповые процессы. Зависят от характера самой группы. Однако, групповым процессам присущи следующие закономерности:

▪ группа неизбежно структурируется

▪ группа развивается (процесс, регресс)

▪ место человека в группе постоянно меняется.


4.груповые нормы и ценности. Групповые нормы - это социальные нормы, которым должны следовать все члены группы. Это правила, которые вырабатывает группа для следования им членами группы, при совместной деятельности. Нормы выполняют регулятивную функцию. Они тесно связаны с ценностями каждой группы. Складываются на основе выработки определенного отношения к социальным явлениям. Ценности продиктованы местом данной группы в системе обществ отношений. Ценности разных групп могут не совпадать.
5.система санкций предназначена для обеспечения соблюдения норм. Санкции бывают след видов:

▪ поощрительные и закрепит

▪ позитивные и негативные.
9.Ф-ции группы.

Соц. группа - это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии.


Функции.
1.социализация - заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в определенную социальную среду.

2.нормативная – проявляется в том, что группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностной ориентации человека.

3.инструментальная - состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Т.к. многие виды деятельности, возможно выполнить лишь совместно с другими людьми.

4.экспрессивная - состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии.

5.поддерживающая - проявляется в том, что люди стремятся к одобрению в трудных для них ситуациях

6. сравнительная - заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя и др.


10.Понятие групповой динамики. Фазы развития группы.
Понятие групповой динамики ввёл в 30-е гг. XX в. Курт Левин. Под динамическими процессами понимают всю совокупность внутригрупповых соц. - психологических явлений, характеризующих жизнедеятельность группы: образование группы, формирование группы, развитие, стагнация, регресс, распад.

К процессам групповой динамики относятся: феномен руководства и лидерства, процессы принятия групповых решений и нормативное образование, т.е. выработка группой мнений, правил, ценностей, сплочённости и групповых процессов. Кроме того к групп динамике относятся процессы группового давления и другие способы регулирования индивидуального поведения (опр. псих словаря). По мнению Андреевой, групп динамика- « совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в единичное время, и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. её развитие».

Групповая динамика-это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимовлиянием членов групп между собой, а также внешними взаимодействиями на группу.
Характеристика основных элементов группой динамики.
1.цели группы - определяются тем, какую более общую систему практической работы с людьми включает группа и в значительной мере личностными качествами её лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.
2.нормы группы - возникают в результате преследования общей цели, стремление к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в других группах, поддержание других групп и страха перед санкциями. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя подчиняться групповым нормам.
3.структура группы и проблема лидерства. Лидер-это такой член группы, который ведёт группу, формирует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности. Ценностные ориентации и нормы лидера совпадают с групповыми, лидер-это соц. роль. В группе встречаются и другие роли: мученик, моралист, любимчик, шут, защитник, провокатор, мышки, агрессор, педант.
4. сплочённость группы - это взаимное тяготение членов группы друг к другу.
Факторы, обеспечивающие сплочённость:

▪ привлекательность членов группы.

▪ сходство взглядов (на установки, нормы)

▪ сходство отношения к групповым целям

▪ удовлетворенность групповой деятельностью

▪ стиль руководства

▪ групповая атмосфера

▪ величина группы.


5.Фазы развития группы

Модель Томлена

▪ фаза проверки и зависимости: происходит оценка каждого члена группы, характера действий других членов и поиск взаимоприемлемого поведения в группе.

▪ фаза внутреннего конфликта - это конфликт между установками человека и его реальным поведением. Чаще всего возникает при нарушении взаимопонимания между участниками группы.

▪ фаза развития групповой сплочённости - происходит постепенно гармонизация отношения, межличностные конфликты угасают.

▪ фаза функционально-ролевой соотнесенности: образуется ролевая структура группы, по средствам которой решаются групп задачи.
6. групповое давление-это явление получило название комформности. Комформность проявляется в изменении поведения человека и его установок под давлением группы. Комформность выступает способом решения осознанного конфликта между личным мнением и мнением группы в пользу последней. Разновидностью комформности является негативизм (неоконформизм), что проявляется в стремлении человека поступать наперекор группе, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию.

Виды комформности:

▪ внутренняя (личная) - характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованную и эффективную, чем своя собственная т.зрения ▪ внешняя (публичная)-это демократическое подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать санкций со стороны группы.
7. принятие группового решения – это выбор ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией, при решении групповых задач. Недостаток: группа подавляет творческие порывы отдел её членов.
8. эффективность совместной деятельности - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному. Критерии эффективности:

▪ продуктивность

▪ удовлетворенность трудом, принадлежностью к группе

▪ психологический климат


11.Понятие, признаки, методы исследования больших социальных групп.
Большая соц. группа-это количественно не ограниченная соц. общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения, соц. - регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно - отраслевые и общественные организации), и оказывающие существенное влияние на общ жизнь.

Виды больших групп:

▪ случайно стихийно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа)

▪ долговременные или устойчивые в своём существовании, т.е. группы, которые сложились в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного вида общества (соц. классы, этнические группы, профессиональные, половозрастные).
Признаки больших групп.

1.существуют регуляторы социально поведения (традиции, обычаи).

2.образ жизни группы складывается из особых форм общения, особенного типа контактов 3.наличие интересов, ценностей, потребностей.

4.наличие специального языка (жаргон).

5.группы постоянно развиваются и совершенствуются.
Структура большой группы.

В отечественной психологии выделяют две состав части:

1.психологический склад. Более устойчивое образование (соц. или национальный характер, нравы, обычаи, вкусы)

2.эмоц сфера-это более подвижное образование (потребности, интересы, настроение).

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд различных псих. свойств, псих процессов и псих состояний.

Психология группы - это, то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порождённое общими условиями существования. Общие черты психологических представлений определенной социальной группы, существуют объективно, т.к. они проявляются в реальной деятельности. В отдельных случаях конкретный представитель группы может лишь в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы жизнедеятельности.



Методы исследования больших соц. групп

1.этнографический - включает в себя анализ продуктов культуры (нравы, обычаи и т.д.)

2.межкультурные исследования - сравнительное исследование культур различных соц. групп.

3.анализ знаковых систем (языка).

4. «соц. представления» - с помощью этого метода изучается обыденные представления-малых групп о тех или иных соц. явлениях
12.Соц-псих феномены больших соц. групп.
Большая соц. группа-это количественно не ограниченная соц. общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения, соц. - регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно - отраслевые и общественные организации), и оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Феномены:

1.общее сознание - система духовно – опосредованных, социально - ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникших в процессе жизнедеятельности социума. Общ сознание - совокупность форм: нации, соционормативной сферы(мораль, идеология, право, политика), искусство, религия.

Разновидностью общ. сознания является массовое сознание, которое формируется в процессе межгруппового и межличностного общения по поводу воспринимаемой актуальной соц.-политической информации. Содержанием массового сознания является общезначимое конкретное явление в жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном СМИ.
2.общ. мнение - состояние массового сознания, вызванное отношением различных слоёв общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным процессам. По структуре общ мнение м.б.: монистичным и плюралистичным. Возникая на различных уровнях общественного сознания (науки, идеологии обыденного сознания), общ мнение м.б. адекватным и неадекватным реальности. Содержать реальные или иллюзорные представления. Адекватность общ. мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод и демократической культуры.

3.общ настроение- эмоциональное состояние общественной психологии, влияющее на импульсивное поведение масс.

4. обычаи- устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса. Обычаи выступают и как нормы поведения и как формы социального контроля. Предшествуют государственно-правовой регуляции.
5.традиции-элементы соц. и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах.
13.Подходы к определению малых групп, признаки малых групп.
1. По Андреевой: малая группа-это малочисленная, хорошо организованная самостоятельная единица социальной - структуры общества, члены которой объединены общей целью совместной деятельности, находящиеся в непосредственном личном контакте и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

2. малая группа-это псих. единая соц. ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг-с-другом и зависят друг от друга.

3. малая группа представляет собой социальный союз, наделённый такими свойствами, которые м.б. измерены, и которые имеют значения для поведения её членов.

4. малая группа-собрание людей, включенных последовательно в координационную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненных общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение.

5. малая группа-это жизненное пространство личности.
Признаки

1.наличие 2-ух и более людей.

2.налич-е общей цели и совместной деятельности

3.осущ-е определенных контактов и общение между людьми.

4.формир-е групповых норм, ценностей.

5.наличие достаточного временного взаимного существования людей.

6.наличие системы власти.

7.хар-но переживание общих чувств.

8.участники группы осознают своё членство в ней.
14.Размер малой группы.
По Андреевой: малая группа-это малочисленная, хорошо организованная самостоятельная единица социальной - структуры общества, члены которой объединены общей целью совместной деятельности, находящиеся в непосредственном личном контакте и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Размер малой группы

1.больш-во исследователей считают, что малая группа начинается с 2 или 3 человек. Верхний предел малой группы - это максимально возможный её объём. Критерий верхнего предела продиктован потребностью совместной деятельности. Чаще отмечается число 7+-2-объём эмоциональной связи человека.

2.диады отличается некоторыми чертами:

▪ являются очень хрупкими

▪ требуют устойчивых отношений между партнёрами

▪ отношения между партнёрами должны быть упорядоченными и позитивными.

3.в триадах устанавливается более сложные отношения. Это обусловлено тем что рано или поздно происходит сближение между 2-мя членами и исключение 3-го.

4.в более крупных группах меньше согласованности, но также меньше напряженности. Крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их конформизм. Группы с чётным числом участников отличаются от групп с нечётным составом, т.к. в 1-ых группах в большей степени проявляется разногласия, поэтому они менее устойчивы. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов.


15.Классификация малых групп.
По Андреевой: малая группа-это малочисленная, хорошо организованная самостоятельная единица социальной - структуры общества, члены которой объединены общей целью совместной деятельности, находящиеся в непосредственном личном контакте и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Классификация:

▪ слаборазвитые и высокоразвитые

▪ первичные (непосредственные контакты) и вторичные группы (группа без непосредственных контактов)

▪ формальные - создают руководство, позиции всех членов группы чётко определены. В основе таких групп: приказы, уставы, распоряжения

▪ неформальные – спонтанно образованные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. В основе их образования лежат эмоции.

▪ группы членства - группы, в которых люди включены в реальную жизнь и осуществляют совместную деятельность

▪ референтные группы - группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, предпочтения, симпатиях и антипатиях

▪ реальные, воображаемые, позитивные, негатив.

Выполняют 2 функции: сравнительную и нормативную
Стадии образования малых групп:

1.знакомство членов группы и ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.

2.характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений и первичным формированием групповых норм.

3.начинает оформляться групповое мнение, появляется общие настроения и совместные переживания людей.

4.психологическое оформление людей в группе
16.Понятие стихийных групп, их типы.
Массовое стихийное поведение - различные формы поведения толпы.

Типы стихийных групп:

1.толпа-образ-ся на улице по поводу самых разных событий. Длительность её существования определяется значимостью инцидента. Основным фоном поведения толпы является стихия и неорганизованность, которые часто приводит к агрессивным формам.

2.масса-собир по поводу какой-либо акции. Более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать так и сталкиваться различные интересы.

3.публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.


17.Понятие, признаки толпы.
Толпа – многочисленное скопление людей. Легко образуется в следующих типичных ситуациях. 1.стихийные бедствия. 2. общественный транспорт и транспортные узлы.3.массовые зрелища.4.политические акции.5.места масс гуляний и отдыха.

Признаки толпы:1.многочисленность.2.высокая контакт-ть.3.эмоц возбужд-ть.4.неорганиз-ть (стихийность).5.отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.

Под толпой необходимо понимать стих возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.


18.Виды толпы.
по степени активности:

1.пассивные-отлич-ся отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, не обмениваются информацией и не могут совершать совместные действия.

2.активная - всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заражённость способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать. У них формируются сходные соц. установки на определенные формы поведения. Возраст теснота связи между людьми и интенсивность обмена идей. Необходимо различать толпы в состоянии внутренней активности, которые психологически готовы совместно действовать, но ещё не действуют, реально действующие толпы активны и внутренне и внешне.

3.агрессивная - уровень эмоционального возбуждения внутренней и внешней активности существенно возрастает. Появляются новые состояния, накапливается псих. напряжение людей, основанные на возможных чувствах фрустрации (ощущения препятствия), отчаяния и гнева. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный стимул (слух), вызывающий общее возмущение и негодование. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям.


объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни.

1.панические - отличаются от спасающихся большей степенью угрозы для людей, полной утраты всякой организации (спасающиеся поддаются). Поведение людей похоже на механические действия. Психологическое состояние людей характеризуется сужением сознания – когда люди многое из окружающего не воспринимают. Люди ведут себя неадекватно.

2. демонстрирующие - выражают своё отношение к каким-либо соц. событием.

3. окказиальные (образовываются из случайных людей).

4. конвенциальные (образовываются на основе заранее объявленных событий)

5. экспрессивные (по поводу каких-либо эмоций).


19. Способы воздействия в стихийных группах.

1.заражение - бессознательная невольная приверженность индивида к определенным психическим состояниям. Индивид не испытывает организованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

2.внушение (социальное – не медицинское ) - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритическом восприятии.

Эффект внушения повышается: в зависимости от возраста, у утомлённых, физ. ослабленных людей, в зависимости от авторитета суместора, в зависимости от личностных характеристик человека, который выступает объектом внушения.

3.подражание-воспроизведение индивидом черт и образцов поведения.
Способы подражания (по Балдура)

когда по средствам наблюдения модели могут возникать новые реакции

когда наблюдение за вознаграждение или наказание модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения (Тард «теория подражания»)

когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдаемому.


20. Психологические особенности поведения человека в толпе.
Толпа стихийно возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Псих особенности:

1.снижение самоконтроля.

2.деиндивидуализация поведения

3.не способность удерживать внимание на одном и том же объекте.

4.характер условия переработки информации: человек легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает её и распространяет.

5.повышенная внушаемость.

6.повыш физической, психофизиологической, психической активности.

7.нетипичность и необычность поведения.


Методы воздействия на толпу: в толпе проявляют себя стихийные силы взаимного воздействия, которые м.б. ориентированы на некоторую цель. Основанные методы воздействия - это внушение, убеждение и принуждение. Потенциалом принуждения обладает призыв и предложение.

Воздействия на толпу м.б.

▪ диктантным.

▪ контактным.

▪ логическим

▪ речевыми

▪ эпизодическими.

Управлять толпой - это задачи энергичных, решительных личностей. Для того, чтобы управлять толпой нужно иметь цель и идею. Методы управления толпой: подчинение, указание, требование, разрешение, поощрение, наказание

.

21. Массовые явления в стихийных группах.

Слухи - наиболее распространенное массовое явление. Слухи - форма искажённой информации о значимости объекта, циркулирующая в условиях неопределенности и социально - психологической нестабильности.
Закономерности возникновения и распространения слухов:

1.возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них соц объектами (денежные реформы).

2.возникают в условиях неопределенности, когда информация отсутствует или явно недостаточна, или является противоречивой.

3.политическая или экономическая нестабильность в обществе.

4.желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, сенсация.
Паника – стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности, повышенной эмоциональной возбужденности от бесконтрольного чувства страха.

Характеристики паники:

▪ возникает в группах большой численности.

▪ вызывается чувством направленного страха, основанного на реальной или мнимой угрозе.

▪ для людей характерно поведенческая неопределенность: состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом.

Факторы, способствующие возникновению паники:

1.общая псих. атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств.

2.наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов.

3.личностные качества людей и наличие предрасположенности к панике.

4.стечение общих, частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени.

Псих. особенности поведения людей в панике - человек:

▪ испытывает лёгкое чувство страха, но сомневается в реальности событий.

▪ в состоянии страха пытается проверить информацию с помощью других людей.

▪ испытывают чувство страха, информацию не проверяют, остаются при первом впечатлении.

▪ сразу начинает паниковать, даже не пытаясь что-то узнать или проверить.

Возникновение панических состояний связано со следующими характеристиками людей:

1.высокий уровень образованности тормозит развитие психических состояний.

2.низкий уровень образованности способствует паническим настроениям людей.

3.чаще паникуют люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния.

4.легче подвергаются панике женщины и дети.

Качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний

▪ некритичность мышления.

▪ выраженная личная тревожность

▪ повышенная внушаемость.


22. Понятие личности в социальной психологии, потенциалы личности.

1.Психологический подход: для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая биологические свойства, которые обуславливают социальную значимость, поведения и деятельности человека.

2.Социологический подход. Для социологии личность выступает как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной соц. роли.

3. Соц.- психологический. Соц. психология рассматривает личность в контексте разнообразных соц. связей и включенности в различные соц. группы, как на уровне взаимоотношения личности с большой соц. группой и обществом в целом, так на уровне малых соц. групп. Личность (отечественный словарь психологии) - это индивид как субъект социальных отношений сознательной деятельности; определяемое включённостью в общественные отношения качества индивида, формирующаяся в совместной деятельности и общении.

Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение.

5 потенциалов личности.

1.познавательный - определяется объёмом и качеством информации, которой располагает личность. Это информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания.

2.ценностный - определяется идеалами, жизненными целями, убеждениями и стремлениями личности приобретенными в процессе социализации(усвоение соц. норм, ценностей, вхождение в культуру).

3.творческий - определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, и способностью к действию.

4.коммуникативный – определяется формой и мерой общительности личности, характером и точностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

5.художественный – определяется уровнем содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем как она их удовлетворяет.


23.Характеристика личности.

Личность- это индивид как субъект социальных отношений сознательной деятельности; определяемое включённостью в общественные отношения качества индивида, формирующаяся в совместной деятельности и общении.

Главными характеристиками личности являются:

1.устойчивость свойств личности.

2.единство личности.

3.активность личности. Личность-это человек, взятый в системе таких его псих характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравы и поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.



Классический образ личности:

1. направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, а также главные тенденции его поведения.

2.потребность – нужда в определенных условиях жизни и развития

3.мотивы-связаны с уровнем определенных потребностей, побуждение к деятельности.

4.мотивация-это относительно устойчивая и индивидуальная неповторимая система мотивов.

5.интерес-это форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности.

6.задатки – врожденные индивидуальные особенности

7.способности - психологические свойства человека.

8.характер – совокупность свойств

9. побуждение – мотивация, компонент характера.

10.воля - стремление к сознательной деятельности.

11.гедонизм-стремление к удовольствиям и уход от неудовольствия.

12.темперамент.

13.эмоциональность

14.активность-мера взаимодействия с окружающей действительностью.

15.саморегуляция- регуляция субъектом своего поведения и деятельности

Главными характеристиками личности являются: устойчивость, единство личности и др.
24.Теория личностного развития Эриксона.

Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение.

Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетическая предопределенность стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1.кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2.автономия в противоположность сомнениям и стыду

3.проявление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3-6лет).

4. трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности(7-12лет).

5.личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму(12-18лет).

6.интимность и общительность в противоположность личностной психологической изолированности (около20лет).
7.забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30-60гг).

8.удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше60лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого, он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняется у него в течении жизни. Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития. Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки.

Стадии развития личности по Эриксону:




Стадии развития

Нормальная линия развития

Аномальная

Раннее младенчество

(от рожд-1года)



доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребёнка, удовлетворение потребностей детей в общении и др. В результате формируется доверие к людям


недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребёнком, игнорирование, лишение любви



позднее младенчество

(1-3г)


самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельную, отдельную, но ещё зависимую от родителей личность.

сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, слабо развита речь.

раннее детство

(3-5) возраст «почемучек»




любознательность, активность, живое воображение и заинтересованность изучения окружающего мира, подражание взрослым, включается в полуролевое поведение, формируется любознательность и активность.

пассивность, безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, зависть к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полуролевого поведения.

среднее детство

(5-11)


трудолюбие, чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных и навыков, постановка и решение реальных задач – стремление к достижению успеха

чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных задач, ситуаций соревнования с другими, конформность, рабское поведение. В результате формируется чувство собственной неполноценности

Подростничество и юность

(11-20)


жизненное самоопределение, планы на будущее, самоопределение - кем быть, каким, активный поиск себя, учение, чёткая половая поляризация в формах межличностного поведения, взятие на себя лидерства в группе, подчинение ей при необходимости.

Путаница ролей, смещение и смешение временных перспектив, смешение форм полуролевого поведения, потеря трудовой активности, путаница в моральных и мировоззренческих установках

ранняя взрослость

(20-45)


близость к людям, стремление к контактам, рождение и воспитание детей, любовь, работа, в результате формируется удовлетворенность личной жизнью

изоляция от людей, избегание людей, страх интимных и близких отношений, трудности характера, душевные расстройства



средняя взрослость

(40-45-60)



творчество, продуктивная и творческая работа над собой, зрелая, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения.

застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, ранняя инвалидность.

поздняя взрослость

(свыше60)



полнота жизни, раздумья о прошлом, его оценка, принятие прожитой жизни, ощущение полноты и полезности жизни, понимание того, что смерть не страшна

отчаяние, ощущение зря прожитой жизни, желание прожить жизнь заново, боязнь приближения смерти


следующая страница >>