1. Общая информация: географические, экологические и социально-экономические условия в суб регионе 5 - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Общая информация: географические, экологические и социально-экономические условия - страница №1/1




Рамочный ДОКУМЕНТ ДЛЯ

суб-РЕГИОНАЛЬНой ПРОГРАММы ДЕЙСТВИЯ, по борьбе с опустыниванием

В БАССЕЙНЕ Аральского моря В КОНТЕКСТЕ КБО

Написан в сотрудничестве с проектом GTZ/CCD

И Университетом Бьелфильда
май 2000

Номера страниц


Введение 4


1. Общая информация: географические, экологические и социально-экономические условия в суб регионе 5
1.1. Местоположение, геология и климат

1.2. Водные ресурсы, почвы и сельское хозяйство

1.3. Флора и растительность

1.4. Развитие населения и социально-экономические цели


2. Статус и риск опустынивания в суб регионе 7
2.1. Последствия сокращения Аральского моря

2.2. Деградация окружающей среды в областях орошения

2.3. Перевыпас на пастбищах

2.4. Потеря лесного покрытия

2.5. Статус охраны природы
3. Процесс выполнения КБО на уровне страны в Центральной Азии 8

3.1 Казахстан

3.2 Кыргызстан

3.3 Таджикистан

3.4 Туркменистан

3.5 Узбекистан


4. Дополнительное значение суб-регионального сотрудничества и СРПД 11

4.1. Три важных причины для суб-регионального сотрудничества в области управления окружающей средой и природными ресурсами

4.2. Субрегиональная Программа Действия (СРПД): инструмент, облегчающий суб-региональное сотрудничество

5. Предложенные элементы СРПД, ведущие к суб-региональным

проектам и совместным действиям 13

5.1. Мониторинг и оценка процессов опустынивания

5.2. Улучшение использования воды в сельском хозяйстве и борьба с солевым опустыниванием

5.3. Управление агролесами на равнинах и в горах

5.4. Развитие управление пастбищами

5.5. Сохранение биоразнообразия и озрана природы; Экотуризм

5.6. Обеспечение общественного управления природными ресурсами

5.7. Развитие и применение Системы Оценки Экологического Воздействия (ОЭВ)

5.8. Научное сотрудничество в суб регионе
6. Институциональные меры для выполнения СРПД 20

6.1 Институциональный потенциал

6.2 Управление и координация, создание потенциала


7. Функционирование СРПД в Центральной Азии 22

7.1. Последовательные стадии разработки СРПД

7.2. Финансовые ресурсы и техническая поддержка

7.3. Решения, которые будут приняты на встрече в Кыргызстане


Заключение 24
Приложение I 25
Приложение II 25
Приложение III 27

ВВЕДЕНИЕ
Центральная Азия, с точки зрения определения Суб-региональной программы действия для борьбы с опустыниванием (СРПД), определена как область, включающая Республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Центрально - азиатский суб регион характеризован общими географическими, культурными и историческими достижениями, и в настоящее время бедственными изменениями окружающей среды в Бассейне Аральского моря. Аральское море, расположенное в низменностях Турана, было в 1960 г. четвертым в мире самым большим водным объектом размером приблизительно 68,000 км2, но за последние 40 лет оно значительно уменьшилось, потеряв 80 % первоначального объема воды и 60 % поверхностной области. Кроме того, отвод водных ресурсов в суб регионе оказал другие многочисленные неожиданные экологические воздействия.
Изменения в водном – засушливых землях отношении вели к суб-региональным климатическим изменениям: например увеличение в континентальности, изменение в периодах вегетации и т.д. Солончаковая пыль от иссякающего дна Аральского моря и увеличивающийся уровень аэрозолей в атмосфере также причиняют ряд отрицательных влияний. Строительство крупномасштабной сети каналов и дамб вместе с "сверх ирригацией" было бедственно для водных ресурсов, ведя к их убытку через утечку и испарение. Дальнейшие последствия включают деградацию почв и растительности и распространение вторичного засоления, это все подвергает опасности сельское хозяйство в оазисах.
Эта катастрофическая экологическая ситуация была вызвана гигантской системой ирригации, основанной прежним СССР для выращивания монокультуры - главным образом хлопка - и явным игнорированием потребностей защиты окружающей среды и степени опустынивания в суб регионе .
Полный комплекс проблем, происходящий от неэффективного управления водой и землей - трудный сценарий " причина и воздействие " который может вести к непредвиденным местным и региональным последствиям, типа проблем с водным распределением в суб регионе, отрицательные ограничения на естественные eco-системы и экономические перспективы также как на статус здоровья населения. Эколгическиий недостаток таким образом стал причинным фактором, способствующим отмеченному увеличению миграции из суб региона.
Центральная Азия - классический пример засушливой и суб-засушливой области, характеризованной серьезными граничащими проблемами опустынивания. Каждая страна суб региона является Стороной КБО и во второй половине 90-ых Центрально-Азиатские страны проводили ряд действий по подготовке Национальной Программы Действия (НПД). Таким образом этот документ, обрисовывающий в общих чертах разработку Суб-региональной Программы Действия для Бассейна Аральского моря может быть расценен, как дополнение к этим запланированным действиям НПД с целью поощрения межправительственного сотрудничества в выполнении КБО в Центральной Азии.
Страны Стороны суб региона признают, что уже произошел обмен обучениями, консультативными процессами и техническими советами, поскольку они отметили рост осведомленности международного сообщества о величине бедствия Аральского моря. Однако многие конкретные действия должны все же быть приняты объединенным способом и путем активного вовлечения участников для мобилизации широкого ответа заинтересованных лиц, принимающих решение и населения. Чувствуется, что КБО обеспечивают адекватный законодательный контекст для внесения дополнительной ценности к существующим усилиям и мобилизации международного товарищества. Этот проект документа был разработан при поддержке Немецкого проекта GTZ/КБО и Университета Бьелфилда.
1. Общая информация о географических, ЭКОЛОГИЧЕСКИх И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИх УСЛОВИЯх В СУБ РЕГИОНЕ
1.1. Местоположение, геология и климат
Центральная Азия занимает приблизительно 3.99 миллиона км2. Восточное побережье Каспийского моря и более нижние регионы Волги формирует западную границу. На юге и востоке, регион главным образом ограничен водоразделами в горных системах Копет-Даг, Памиро-Алай, Тянь-Шань и граничит с Ираном, Афганистаном и Китаем. Северная граница совпадает с границей между Россией и Казахстаном. Центральная Азия - огромный бассейн без стоков, в самых низких частях которой (замеченный полный) находятся Аральское и Каспийкое моря и озеро Балхаш, как региональные базы эрозии. В конце Третичного и в течение Четвертичного периодов, возвышенность на юго-востоке и востоке Центральной Азии закончилась формированием массивных горных систем, которые создают этот регион на юге и востоке. Область простирается с севера на юг более 20о и с востока на запад более 40о. Засушливые, полу-засушливые и суб-влажные области составляют более чем 90 % Центральной Азии.
1.2. Водные ресурсы, почвы и сельское хозяйство
С гидрологической точки зрения, эта область может быть разделена естественно на три бассейна: Аральского и Каспийского морей и озера Балхаш. Только северо-восточная область Казахстана принадлежит бассейну р. Обь Западных Сибирских низменностей с дренажом в Арктическое море.
Аральский бассейн охватывает поверхностную область около 1.5-2.0 миллиона км2. Гидрологическая система здесь состоит главным образом из рек Аму-Дарья, Панж, Вахш, Сыр-Дарья, Нарын, Мургаб, Зеравшан и Аральского моря. Бассейны дренажа рек расположены в основном в горах Памира и в Центральном Тянь-Шане в Кыргызстане, Таджикистане и Афганистане. Полный ежегодный сток –около 125-130 км2.

Большинство всех водных ресурсов используется в сельском хозяйстве.



Реки Или, Kаратал, Аксай и т.д. и озера Балхаш, Алакол и Сасыккол формируют гидрологическую систему известную, как Балхашский бассейн, поверхностная область которого охватывает приблизительно 0.5 миллионов км2. Главный источник впадающей воды – это р. Или. Площадь поверхности озера Балхаш - приблизительно 17 500 км2; орошаемая область в бассейне Балхаша - 0.6 миллионов га. Регион вокруг озера Балхаш сталкивается с теми же самыми проблемами, тревожащие бассейн Аральского моря: перераспределение водных ресурсов, неэффективное использование земли и проблемы окружающей среды. Прежняя столица Казахстана, Алматы, расположена в Балхашском бассейне.
Каспийское море - самое большое межконтинентальное озеро на земле. Главные питающие реки - Волга (78) %, Терек и Урал. Северное и восточное побережье Каспийского моря (Казахстан и Туркменистан) и река Урал (Казахстан) расположены в Центрально - азиатском регионе. Восточное побережье Каспийского моря не имеет никаких стоков. Кроме того, возможности для орошаемого сельского хозяйства в этой регионе ограничены вследствие недостатка водных ресурсов и низкого качества почвы. Самая большая проблема в регионе - колеблющиеся уровни воды Каспийского моря. С начала 19-го века до и включая 1979 г., уровень Каспийского моря понизился на 7 м; напротив, однако, за прошлые 20 лет уровень повысился на 2.5 м. В низменных областях берега 30 - 50 км прибрежных зон затопляется в течение периодического паводка. Эта ситуация имеет чрезвычайно отрицательное воздействие на развитие прибрежной экономики также как на добычу нефти на северных и восточных побережьях Каспийского моря (Казахстан, Туркменистан), ведя к загрязнению озера и прибрежного пейзажа.
Учитывая климатические условия, сельское хозяйство в Центрально - азиатских республиках зависит от орошения и главным образом развито вдоль рек. Центрально - азиатские государства - вторые по величине глобальные экспортеры хлопка после США. Хлопковая промышленность, вместе с выращиванием риса и овощей является таким образом ключевым источником дохода для региона. Садоводство в Центральной Азии вообще характеризуется низкими уровнями производительности; это относится прежде всего к яблоневым садам. Кроме того, садоводство области уменьшилось значительно после стадии экономического реструктурирования, которое имело место в 90-ых.
Пустыни Каракум, Кызылкум, Муюнкум, Приаральский Каракум, Устюрт, Бетпак-Дала, Казахская степь и горные степи Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Памира главным образом используются для выпаса и представляют значительный потенциал фуража для домашнего скота в Центральной Азии. Процент земель для выпаса в Центральной Азии составляет приблизительно 68 % от полной площади.
1.3. Флора и растительность
Растительность Центральной Азии показывает относительно высокий уровень разнообразия. Имеется более 7,000 разновидностей макрофитической флоры. Приблизительно 6,000 разновидностей найдено в Казахстане, 2,600 в Туркменистане. В целом, 2,000 разновидности типичны для пустынного региона Центральной Азии. Существование более 20 различных типов растительности - доказательство растительного разнообразия. По сравнению с горной растительностью, растительность в засушливых и суб-засушливых равнинах более однообразная и более бедная. Растительность в умеренных пустынях в Центральной Азии показывает большую степень охвата и большей производительности чем в субтропических пустынях на Ближнем Востоке, Аравийском полуострове и в пустыне Сахара. Испарение в Центрально - Азиатских пустынях в 2 - 3 раза ниже чем в других пустынях, что обеспечивает развитие растительности.
Первоначально хорошая вода, почва и растительные ресурсы составляют значительное сельскохозяйственное благо в Центральной Азии по сравнению с Евроазиатским и Северно - Африканскими регионами. Однако, в ходе последних 50 лет природные ресурсы в бассейне Аральского моря были серьезно разрушены.
1.4. Развитие населения и социально-экономические цели
Население Центральной Азии в 1999 насчитывало приблизительно 55 миллионов (согласно данным ЮНЕСКО). Фактически население утроилось за прошлые 50 лет частично из-за усовершенствований условий жизни. Однако, прирост населения несколько замедлился в последние годы, причинами, являются, помимо всего, миграция этнических российских жителей, снижение рождаемости и повышения смертности в некоторых районах. Как ожидается, численность населения в следующий 20 - 25 лет вырастет приблизительно до 70 миллионов людей.
Сейчас как тогда, сельское хозяйство является преобладающей отраслью экономической деятельности в этой регионе и, за исключением Казахстана, нанимает около 40 - 50 % от всех рабочих. Снова за исключением Казахстана, приблизительно две трети населения живут на земле. В Таджикистане приблизительно 60 % рабочей силы используется в сельскохозяйственном секторе, и 73 % населения живет в сельскохозяйственноо обрабатываемых высокогорных долинах. Три страны - Казахстан, Туркменистан и Узбекистан богаты минеральными ресурсами, особенно стратегически важными энергетическими ресурсами: нефтью и природным газом. Добыча и экспорт минеральных ресурсов, также как гидроэнергетика, увеличились во всех пяти республиках. Индустриальное производство все еще не особенно разнообразно и сосредотачивается строго на обработке сырья. Сектор обслуживания, однако, быстро расширяется и полученный от него внутренний валовый продукт (ВВП) временами опережает другие экономические секторы. Во всех заинтересованных странах, инфраструктура плохо развита, особенно в сельских регионах.
Страны суб региона все еще стоят перед сложными проблемами, связанными с переходом от центрально запланированной экономики до рыночных отношений. Пересмотр законодательной и нормативной структуры такой, как Кодексы режимов владения и сохранения земель играет важную роль. Должно быть отмечено, что предметы выбора для желательного усовершенствования управления природными ресурсами, которые находятся под обзором КБО вступают в стадию выполнения. Эти предметы выбора включают учреждение процесс большего вовлечения участников и большие полномочия принятия решения для конечных пользователей тех ресурсов.
2. СТАТУС И РИСК ОПУСТЫНИВАНИЯ В СУБ РЕГИОНЕ
2.1. Последствия сокращения Аральского моря
Аральское море с площадью поверхности приблизительно 68,000 км2 было когда-то четвертым самым большим водоемом на земле. В ходе последних 40 лет водный уровень понизился на 19 м и 80 % водного объема уже было потеряно. Высыхание озера образовало сухую область приблизительно 40,000 км2, которая теперь упомянут как пустыня Аралкум. В 1995-1996 гг. северная часть Аральского моря (маленькое Аральское море) была наконец отделена от остального на несколько отдельных водоемов, завершая опустошение моря. Прежние порты прибрежных городов Аральск и Муйнак и местной рыбацкой промышленности теперь расположены на больших расстояниях от берега озера. Рыбная промышленность имела товарооборот приблизительно 40,000 т рыбы в год. Высушенное дно Аральского моря обратилось в песчано - суглинистый песок и соляную пустыню. Действительно, сухое морское дно - огромная открытая область соли и стало главным источником солевых наносов и осдаков в регионе. Различные оценки существуют как вплоть до пыли соли, выделенной высушенным морским дном. Увеличившиеся уровни аэрозолей сопровождаются следующим явлением: засоление возделываемых полей из-за отложений переносимых по воздуху солей, измененеия в естественных циклах экосистемы в этих зонах и отрицательные воздействия на здоровье населения. Если центральный бассейн Аральского моря продолжает иссякать таким образом, за следующие 7 - 10 лет эти соляные области несомненно станут эпицентром формирования шторма солевой пыли, наряду со всеми сопутствующими отрицательными результатами для сельскохозяйственных областей по южным и восточным побережьям.
2.2. Деградация окружающей среды в орошаемых областях
Вода, полученная из Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи прежде всего используется для сельскохозяйственной ирригации. Пахотное производство культур в засушливых зонах Центральной Азии не выполнимо без ирригации. За прошлые 50 лет массивная ирригационная сеть была основана в регионе Аральского моря, грубым примером чему является Каракумский канал, протяженность которого приблизительно 1,400 км.
В 1990 г. 7.4 миллионов га было обработано. Расширение системы ирригации привело к нескольким, нежелательным побочным эффектам: водные ресурсы были потрачены впустую через утечку и испарение, почвы стали галоморфическими и реки засоленными, и почва и вода были загрязнены, а экосистемы вообще деградировали.
Тем временем, в более 60 % орошаемых областей в Центральной Азии уровень грунтовых вод находится выше критического предела 2 м. Особенно ужасно затронуты - Каракалпакстан (Узбекистан) и Веллаят Ташауз на севере Туркменистана также как район Кзыл-Орда на юге Казахстана, где засоление почв и загрязнение водных ресурсов не только закончились снижением сельскохозяйственного производства и продукции на единицу области, но в результате низкокачественной питьевой воды, также серьезно подвергся опасности статус здоровья любого живущего в орошаемых областях Центральной Азии.
Сокращение орошаемых областей для хлопка и риса в прошлые десять лет и рост зерна, вместе с дальнейшими попытками в диверсификации зерновых культур и образовании альтернативных доходов, казалось бы, указывало, как возвратить разрушительные экологические тенденции.
2.3. Перевыпас на пастбищах
Естественные пастбища - основа фуража животноводческого хозяйства региона. И так что важно поддержать эти области в хорошем, производительном состоянии. В результате таких антропогенных факторов как перевыпас, вырубка лесов, вспашка и пожары и т.д. пастбищные земли становятся обедневшими и деградированными. Наблюдения показали, что возобновление запасов кустарников шалфея в зональных пустынях занимает около 20 - 25 лет.
Использование пастбищ зависит не только от производительности, но также и от наличия воды. Только более 50 % пастбищных земель в Центральной Азии имеется водоснабжение. Управления выпасом в Центральной Азии все еще обширно технически слаборазвито и непостоянно. Большое количество домашнего скота часто умирает от засухи или холодных и долгих зим. Устойчивое управление домашнего скота поэтому невообразимо без запасов кормов. Несмотря на фактор неуверенности, выпас и животноводческое хозяйство - важный источник мяса и производства шерсти с точки зрения макро-экономики и для частных домашних хозяйств.
2.4. Потеря лесного покрытия
В суб-гористых и гористых зонах Центрально - Азиатских гор, суб-засушливых лиственниках, открытые лесистые местности (Pistacia, Amygdalus, Prunus, Celtis) и хвойные леса (леса Juniperus) и суб-влажные леса (Juglans, Acer) широко распространены. Однако, эти лесные места были серьезно подкошены обезлесиванием и выпасом. Так как суб-засушливые места деревьев также имеют ключевую функцию в защите почв и воды, их удаление закончилось увеличением эрозии. Вследствие крупномасштабного разрушения растительности, неравного сезонного ливня, высокие уровни засушливости и сопутствующих более длинных периодов времени, необходимых для растительности для регенерации процесс эрозии в южных горных областях (Западный Тянь-Шань, Памиро-Алай и Копет-Даг) особенно интенсивны. Аналогично, области, охваченные тугайскими лесами в речных бассейнах и саксаульных лесах в пустынях песка также значительно усохли.
2.5. Статус защиты природы
Проблема сохранения био- и генетического разнообразия особенно актуальна для Центральной Азии, вследствие засушливости и чувствительности затронутых экосистем. Центральная Азия имеет 35 природных заповедников, чей статус официально подчиняется стандартам IUCN (= определенным природным заповедникам. Охраняемые области распределены неравномерно и имеется охраняемые области (Заказник) со статусом IUCN, из которых функция 4-5 охраны природы очень ограничена несмотря на их официальное значение. Заповедники в настоящее время нуждаются в служащих, рабочем пространстве и жилье, научном персонале, материалах и оборудовании. Кроме того, статус охраны в этих областях вообще не поддерживается. Действительно, во многих случаях, они фактически эксплуатируются для экономических целей. Однако, все пять республик стали Сторонами Конвенции по Биоразнообразию (КБР) и предпринимают большие усилия, чтобы прогрессировать в этой области. В 90-ых множество новых заповедников были основаны или запланированы. Меры для взаимного выполнения КБР и КБО должны пройти длинный путь в более эффективном обеспечении тех областей.
3. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ КБО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Страны прежнего Советского Союза мобилизовали себя на ранней стадии, чтобы ответить на приказы Конвенции. Некоторые из их заключений могут быть найдены в приложенной Выдержке из Декларации КБО, поддержанной Международной Ташкентской Конференции по возможным областям межрегионального сотрудничества, проведенной в 1997 г. (см. Приложение III). Конференция, в которой приняли участие двенадцать стран (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Джорджия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан) решила готовить Межрегиональную Программу Действия по борьбе с опустыниванием (МРПД). Но вследствие того, что некоторые Восточные Европейские страны - все еще не стороны КБО подготовка МРПД откладывается.
Однако, ясно, качество контроля опустынивания и усовершенствований управлении природными ресурсами в Центрально - Азиатских странах вообще решается на национальном уровне в соответствующих странах. Региональное сотрудничество и суб-региональная программа действия может обеспечивать дополнительную поддержку и помощь, но страны непосредственно в конечном счете поддерживают истинную ответственность и должны произвести необходимую инициативу. По этой причине, Секция 3 обеспечивает краткий обзор статуса подготовки НПД и выполнения КБО в пяти вовлеченных странах прежде, чем последующие секции детализируют различные аспекты регионального сотрудничества и объединенных программ в регионе .
3.1. Казахстан
НПД была подготовлена в 1997 г., а в настоящее время пересматривается, чтобы принять во внимание приоритеты Национальной Стратегии Развития Казахстана. Новый подготавливаемый документ будет включать Национальную Стратегию и План Действия по борьбе с опустыниванием. Документ намечен к завершению в этом году, после чего будет представлен правительству для одобрения.

60 % площади страны показывает признаки опустынивания, таким образом сокращая уровни плодородия почв и следовательно, сокращая эффективность животноводства и выращивания растений. Интенсивное и иррациональное развитие орошаемого сельского хозяйства ответственно за серьезные дефициты воды в бассейнах и маленьких и больших рек, типа Или, Сыр-Дарья, Ишим. Аральское море исчезло в ходе жизни только одного поколения. И подобная катастрофа грозит случиться с озером Балхаш. Кроме того, перевыпас на пастбищах также очень часто возникает.


Главные цели действий контроля опустынивания:

  • Организовать системы мониторинга для помощи контролю за состоянием опустынивания;

  • Улучшить административное управление для охраны природы в засушливых областях;

  • Улучшить и фитомелиорировать пастбища;

  • Сохранить биоразнообразия;

  • Сохранить и реабилитировать лесное покрытие;

  • Улучшить социально-экономические механизмы для контроля опустынивания;

  • Идентифицировать первоочередные проекты для выполнения.

  • Представить программу контроля для достижения поставленных целей и поддержания темпа и непрерывности действий охраны природы и КБО, которые были начаты.


3. 2. Кыргызстан
Подготовительная работа по НПД начата в 1998 г. Была разработана Концепция НПД, которая была одобрена на первом Национальном форуме в ноябре 1999 г. Окончательная версия НПД ожидается в этом году, после чего будет созван второй Национальный форум для одобрения и представления НПД на рассмотрение Правительства.
Проанализировав природные условия, институциональную инфраструктуру и факторы опустынивания в Кыргызской Республике стало возможным определение концепции и структуры осуществления НПД наряду со специфичными потребностями страны.
Приоритетными направлениями действий приняты:


  • Информирование населения о процессах опустынивания, возможных последствиях; просвещение по практическим методам и технологиям использования земельно-водных ресурсов с целью предотвращения опустынивания.

  • Институциональные меры с целью укрепления системы самоуправления, способствующей развитию местных инициатив и обеспечению занятости населения.

  • Улучшение мелиоративно-неблагополучных земель в Кыргызской Республике, предотвращение заболачивания, засоления, водной и ветровой эрозии почв, с целью повышения продуктивности орошаемых земель для роста сельской экономики и преодоления бедности.

  • Восстановление потенциала пастбищ и развитие отгонного животноводства.

  • Увеличение лесистости с целью: закрепления склонов и легких почв; повышения водности зон формирования стока; решения проблемы топлива и строительных материалов.

  • Мониторинг опустынивания, создание и поддержка устойчивого процесса борьбы с опустыниванием.



3.3. Таджикистан
Подготовка НПД была начата в 1998 г. Проектная версия была представлена к первому Национальному Форуму в апреле 1999 г., который привел к принятию НПД в Таджикистане и разработке структуры специфичной для страны. Второй Национальный Форум для одобрения НПД намечен в течение июля 2000.
Выполнение НПД будет сосредоточено на следующих мерах в порядке поддержки сохранения и увеличения природных ресурсов, также как расширение и распространение знаний по опустыниванию:

  • Создание информационной системы, связанной определенно с проблемами опустынивания. В настоящее время, нету единой базы данных по координации, ни любой координации действий в пределах единой системы.

  • Организация мониторинга - сложная система, предназначенная для контроля, оценки и прогноза изменений в развитии опустынивания;

  • Определение области, распределения, видов, степени и разряда различных категорий опустынивания;

  • Составление ряда карт по опустыниванию;

  • Увеличение роли местного населения и НПО, включая женские организации;

Следующие проекты были выдвинуты для выполнения:

  • Управление пастбищами в зоне опустынивания;

  • Сохранение и усовершенствование лесного покрытия в горах;

  • Сохранение биоразнообразия в горных областях;

  • Улучшение землепользования в зоне ирригации с целью подъема жизненного уровня

Таким образом были приняты начальные шаги выполнения КБО в Таджикистане: научные директивы, публикация брошюр, буклеты относительно КБО ООН.
3. 4. Туркменистан
Первая версия НПД была подготовлена в 1996 г. и представлена для одобрения правительству. Однако, никакие решения не были сделаны до настоящего времени. В соответствии с информацией, полученной от Национального фокал пойнта, только один из проектов, включенных в НПД в настоящее время осуществляется.
Основные типы деградации земли, зарегистрированной в Туркменистане включают: деградация пустынных пастбищ и лесов, ветровая и водная эрозии и засоление орошаемых почв. Кроме того, по тем же самым причинам, страна испытывает потерю биоразнообразия, техногенное опустынивание и экономические потери. Критерии, определяющие данный статус опустынивания различные но один или два ключевых критерия оценки, существуют для каждого типа деградации земли.

Главные цели практических действий по контролю опустынивания:



  • Развить национальную систему мониторинга (НСМ);

  • Сохранить водные и земельные ресурсы;

  • Сохранить биологические ресурсы, особенно биоразнообразие;

  • Улучшить земли, затронутых опустыниванием;

  • Развить профилактические и корректирующие меры для контроля опустынивания;

  • Стабилизировать перемещающиеся дюны;

  • Улучшить законодательство по охране природы;

  • Вовлечь всех людей Туркменистана в действия против опустынивания через участие женщин, студентов, молодежи и других групп населения;

  • Идентифицировать первоочередные проекты для выполнения в течение следующих 5 лет.

Для осуществления КБО в Туркменистане действительно очень важен Национальный Институт Пустынь, Флоры и Фауны в Ашгабате. Этот институт начал свою деятельность в 1962 г. и накопил уникальный опыт в исследованиях и развитии природных ресурсов в засушливых зонах.
3. 5. Узбекистан
Текст НПД был завершен и в июле 1999 г. был организован Национальный Форум для рассмотрения, элементов, которым должны были быть даны высшие приоритеты. НПД содержала оценку воздействия окружающей среды и в конце 1999 г. была одобрена Вице-премьер министром Узбекистана.
Продолжающаяся борьба НПД против опустынивания включает глубокий анализ причин опустынивания происходит во-первых наряду с предложениями по тому, как лучше всего иметь дело с ним и полностью изменить вызванную человеком деградацию земли. Программа также предлагает, некоторые с научной точки зрения предложения о том, как улучшить условия для выпаса и сенокосов, ограничить социально-экономические последствия опустынивания, и прекратить дефицит водных ресурсов.
Главные цели практических действий по контролю опустынивания:

  • Создать сеть экологических станций;

  • Контролировать опустынивание на основе ГИС;

  • Идентифицировать критерии опустынивания;

  • Составть ряд цифровых карт по опустыниванию;

  • Улучшить административное управление, ответственное за землепользование

  • Улучшить пастбища;

  • Реабилитировать растительность на деградированных землях;

  • Выполнить технологию экономии воды в сельском хозяйстве;

  • Реабилитировать лесное покрытие;

  • Развить систему защиты естественных областей.


4. Дополнительное значение суб-РЕГИОНАЛЬНОго СОТРУДНИЧЕСТВа И СРПД
4.1. Три важных причины для суб-регионального сотрудничества в области управления окружающей средой и природными ресурсами

a) Суб-региональное сотрудничество необходимо для решения международных проблем, на которые одна индивидуальная страна не может найти решение без помощи других затронутых стран. В случае Центрально - Азиатских стран оно применяется, например, по следующим сценариям проблем:



  • Вынос солей из высушенных прибрежных зон Аральского моря и их воздействия на здоровье населения и запасы питьевой воды в затронутых странах.

  • Поддержание инфраструктуры, требуемой для эксплуатации водных ресурсов в суб регионе (например каналы, оросительные и дренажные системы, мониторинг систем для суб-регионального водного управления и т.д.).

  • Миграция в результате истощения природных ресурсов.

  • Использование природных ресурсов (лес, вода, и пастбища) в пограничных областях с воздействием взаимной границей.

b) Суб-региональное сотрудничество необходимо для избежания конфликтов из-за отличия интересов в использовании природных ресурсов в пределах суб региона и достижения согласия между затронутыми странами. Пример такого сценария в Центрально - Азиатском суб регионе - управление водой и водная пригодность. Пока полное количество доступной воды не увеличивается вообще, тем не менее соответствующие страны имеют честолюбивые планы относительно того, как они могут использовать воду, чтобы улучшить их экономическую ситуацию. Две «производящие воду страны» стремятся к увеличениям в производстве и экспорте электричества через строительство большего количества дамб, пока три «страны пользователи» рассматривают расширение их орошаемого сельского хозяйства. Близкие суб-региональные связи вынуждают пять стран активно искать пути примирения их соответствующих интересов, так, чтобы выгодное решение было найдено для всех заинтересованных стран и возможные конфликты были обойдены.

c) Суб-региональное сотрудничество должно быть расширено для поддержания, увеличения и ускорения развития усилиий в данных странах. В этой связи, следующие аспекты могут быть важными:



  • Суб-региональное сотрудничество усилится и поможет ускорить темп выполнения КБО на национальном уровне.

  • Интенсивный обмен информацией и опытом, также как обмен результатами исследования поможет странам учиться на опыте друг друга и избавит их от хлопот прохождения каждой трудной стадии изучения и опыта самостоятельно.

  • В то же самое время, суб регионально организованное обучение и модернизация (включая научное обучение и модернизацию) сэкономит деньги путем обеспечения синергетического использования доступных средств, в связи с этим повышение уровня ноу-хау в суб регионе на равных темпах.

  • Развитие субрегиональных систем показателей и оценки для управления ресурсами увеличит качество выполнения.

  • Единая географическая информационная система (ГИС) разрешит своевременную идентификацию, и таким образом ранние предупреждения любых серьезных субрегиональных и национальных изменений в ресурсах, или неизбежных естественных бедствиях таких, как засуха.

  • Тесное сотрудничество позволяет странам развить однородные концепции и цели и таким образом увеличивать их потенциал для ведения переговоров с их партнерами сотрудничества (например, работая вместе, страны в зоне Сахел справились к sensitise странам донора к специфичным проблемам суб региона, которые теперь продвигаются соответственно. Действительно, сотрудничество – причина тому, что регион Сахел - вершина лиги с точки зрения ввода развития на душу населения).


4.2. Суб-региональная Программа Действия (СРПД): инструмент, облегчающий суб-региональное сотрудничество
КБО ООН предлагает, чтобы Стороны Конвенции усилили их региональное сотрудничество по борьбе с опустыниванием более эффективно. Центральные Азиатские Стороны поэтому выбрали проект объединенной суб-региональной программы действия (СРПД). Согласно Статье 10 текста Конвенции и Статей 5 и 6 Приложения по Региональному выполнению для Азии, обеспечьте руководящие принципы и меры для эффективного выполнения Конвенции в соответствии с определенными условиями на участке (см. Приложение II).

Важно указать в этом контексте, что Центрально-Азиатская СРПД ни в коем случае не предел себе, но скорее задумана как гибкий, инструмент развития в руках заинтересованных стран, который должен использоваться для достижения лучшего и более жизнеспособного управления ресурсами в регионе. СРПД особенно полезна в облегчении следующего:



  • Через КБО и СРПД, суб регион будет вовлечен в международный обмен информацией и опытом, движение, которых имеет исключительную важность, ведущую к глобализации и потребности в более интенсивной связи.

  • Так как КБО была ратифицирована всеми Центрально-Азиатскими государствами, СРПД будет иметь законность, которая требуется для действия как структура и механизм для согласования отличающихся суб-региональных интересов, решая проблемы взаимной границы, регулируя потоки миграции, связанные с дефицитом природных ресурсов и прежде всего предотвращая конфликты от возникновения.

  • Усиленное суб-региональное сотрудничество среди Центрально-Азиатских государств в рамках СРПД произведет жизненные импульсы для дальнейшего развития контроля опустынивания на национальном уровне также как для выполнения НПД.

  • Представление СРПД для Центральной Азии сделает возможным вовлечение двух- и многосторонних доноров с самого начала приготовлений через подходящие консультативные механизмы. Преимущество здесь состоит в том, что доноры будут лучше информированы относительно суб-региональных связей и сетей и могут поэтому интенсивно участвовать в процессе суб-регионального сотрудничества, берущего раннюю ответственность за выполнение СРПД в духе товарищества Конвенции. Опыт других регионов показал, что такой меж активный подход обеспечит интерес партнеров в инвестировании региона.


5. ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРПД, ВЕДУЩие К суб-РЕГИОНАЛЬНым

ПРОЕКТЫ И совместным ДЕЙСТВИям
Секции ниже связаны с некоторыми областями вмешательств, которые прибегают к суб-региональному сотрудничеству и в которых суб-региональное сотрудничество могло бы возможно производить некоторое дополнительное значение. Список областей и подходов, предложенных здесь никоим образом не требует быть исчерпывающим; действительно, подходы предложены как основание для обменов на семинаре. Они должны быть дополнены и завершены. Кроме того, последовательность внесения их в список, не имеет никакое отношение на их приоритеты или значения.
Как определено в главе 7 ниже, предложенные области и шаги СРПД, выделенные ниже - просто предложения для достижения согласия по ориентациям политики и основания плана для значимого прогресса. Цель этого первого представления СРПД должна довольно произвести рамочные условия, которые позволят Центрально-Азиатским странам идентифицировать области приоритета, вмешательства и проекты и так решить с их партнерами, какие шаги должны быть предприняты для достижения последовательного и полезного сотрудничества на суб-региональном уровне.
5.1 Контроль и оценка процессов опустынивания
Все знающие о статусе опустынивания в Центральной Азии в основном основываются на результатах исследовательских работ, проводимых в 80-ых, за исключением водных ресурсов. Действительно, много было вложено в водный сектор за прошлые десять лет: оценки водораспределения и потребления, исследования качества речной и питьевой воды, динамика водохранилищ, средства обслуживания для улучшения качества питьевой воды и т.д. Однако, эти усилия были скромно награждены. Это с одной стороны благодаря затруднениям, связанным с процессом экономического перехода в регионе и, с другой стороны, отсутствию любой сети между индивидуальными проектами. Суб регион поэтому должен развить систему контроля, которая обеспечит его единой основой для наблюдения экологических изменений. В Алматы, Ашхабаде, Нукусе и Ташкенте ГИС системы теперь основываются для суб региона - жизненное развитие, формирующее основание будущей сети и учреждение систем раннего предупреждения по борьбе с опустыниванием.
Мониторинг опустынивания также очень важен для идентификации долгосрочных тенденций в экологических изменениях, для управления изменениями в ландшафте и для предотвращения отрицательного развития окружающей среды. Мониторинг кризисного региона Аральского моря с площадью поверхности приблизительно 500,000 км2 и численности населения приблизительно 3.8 миллионов жителей особенно важен в этом контексте. Область также включает Каракалпакстан, Ташаузский район в Туркменистане и Кзыл-Ординский район в Казахстане. Экологическая ситуация кризисном в регионе очень динамическая, например высыхание Аральского моря входит в критическую стадию, и соляное опустынивание активно распространяется и вокруг Аральское моря.

Для подготовки региональной программы контроля необходимо:



  • Исследовать степень использования космически-основанных технологий для мониторинга и оценки опустыненной области;

  • Формулировать показатели мониторинга и оценки опустынивания для суб региона;

  • Основать базу данных и управлять информацией по опустыниванию действия М + E;

  • Создать потенциал и предложить программы обучения по мониторингу опустынивания, оценке и повышению осведомленности. Это включило бы экспертов, фермеров, работников НПО и общественные организации.

Обмен информацией и сетевой базой данных; в пределах суб-региональной программы действия, также возможно организовать обмен информацией с помощью сетевых центров мониторинга и баз данных, в которых каждая страна представлена определенным учреждением. Это необходимо по ряду причин: то есть гарантировать, что данные обработаны быстро и что база данных расширяется систематически, гарантировать новые включенные идеи и инициативы и проектировать назначения "передач" и вводов.


5.2. Улучшение водопользования в сельском хозяйстве и борьба с солевым опустыниванием
Антропогенное бедствие Аральского моря действительно начало происходить в регионе в 1950 г., когда орошаемые области были решительно увеличены с 4.5 миллионов га (1950 г.) до 7.5 миллионов га (1990 г.), из-за политического давления для расширения выращивания хлопка. В то же самое время, население увеличилось приблизительно от 10 миллионов в 1950 г. до приблизительно 55.3 миллионов в 1994 г. Однако, без ирригации, хлопок - не возделываем при распространенных нормах осадков в сухих областях 100 –150 мм. Все же давление от роста населения потребовало большие урожаи и таким образом большее количество воды. И потому что внимание было сконцентрировано на потребностях в воде, а не на полной сельскохозяйственной системе и взаимодействии с естественной окружающей средой, катастрофу следовало ожидать. Монокультурные методы, то есть выращивание хлопка, привели к деградации плодородных слоев почвы (нет севооборота) пока плохое управление позволило тратить воду впустую (централизованное водное распределение, которое не соответствовало потребностям растений) и поднять уровни грунтовых вод. Водные уровни ниже отметки 2 м завершаются солью, транспортируемой к поверхности почвы. В результате необычно высокого уровня пестицидов, а именно, до 30 кг/га и строго чрезмерного внесения удобрений (300 кг/га) соль и остатки пестицидов таким образом нашли путь в систему дренажа и в конечном счете в Аральское море. Каждый год приблизительно 60 миллионов тонн соли проходит через дренаж в речную систему. Иссякающееся морское дно площадью приблизительно 36,000 км2 каждый год производит приблизительно 150,000 тонн загрязненной пестицидом соли, которая транспортируется на плодородные поля песчаными/соляными штормами. Засоление означает, то что все больше и больше воды используется для производства урожая, потому что соленая вода менее пригодна для растений и увеличивающееся количество воды требуется для выщелачивания. 30 % орошаемых областей уже повреждены солью, которая в зависимости от фактической степени засоления, ведет к снижению урожая от 20-25 % до 100 %! Остаток от Аральского моря имеет текущее значение 40 г/л воды (соленая вода имеет 35 г/л); реки в настоящее время составляют 4 г соли/л. В то же самое время, содержание гумуса (ключевой фактор плодородия почвы) снизилось на 30-35 %.

Только стратегия, целью которой является реорганизация всей системы сельского хозяйства, будет способна достигнуть чего-нибудь при этих обстоятельствах. И краеугольным камнем любой такой стратегии должно было быть культивирование растений с более низким уровнем водопотребления. Для сравнения водопотребности некоторых хлебных злаков (в м3 на тонну продукта в Узбекистане и Казахстане) приведены ниже:



  • Обводненный рис 7500 м3

  • Сухой рис 2900 м3

  • Хлопок 2500 м3

  • Помидоры 2200 м3

  • Люцерна и трава 1800 м3

  • Кукуруза для фуража 1500 м3

  • Виноград 1100 м3

  • Пшеница 1500 м3

Очевидное заключение из этого сравнения, то что выращивание влажного риса должно быть заменено другими зерновыми культурами. Средние урожаи зерна составляют теперь приблизительно 2 т/га. Однако, множество испытательных ферм уже демонстрировало, что эти урожаи могут быть удвоены по той же самой оросительной норме без любой неприятности. Ясно, что изменение в образцах продукции может быть облегчено через благосклонный рынок и стратегии торговли, которые, снова призвали бы к созданию согласия на субрегиональном уровне.


Ключевые подходы к улучшению водного баланса в сельскохозяйственном производстве должны быть нацелены на:

  • Увеличение эффективности на м3 воды путем замены растений

  • Выращивание солеустойчивых растений

  • Улучшение сельскохозяйственных технических методов (использовать гибкую пленку)

  • Введение новых водных рациональных оросительных технологий (дождевание, уменьшение площадей)

  • Выращивание специальных зерновых культур под пластиком и с капельным орошением

  • Увеличение урожаев теплиц (урожайность помидоров в настоящее время только в 4-9 кг/м2 в отличие от Голландии и Израиля, где - от 40-50 кг!)

  • Выращивание потребительских культур таких, как фрукты, овощи и цветы для промышленных центров в России и Казахстане

  • Изъятия непроизводительных площадей из системы производства и восстановление системы дренажа в приоритетных зонах.

Субрегиональное сотрудничество в этом секторе могло бы помочь решить проблему, обеспечивая следующие жизненные вклады:



  • Производство сети сельскохозяйственных предприятий в Центрально - Азиатских государствах, в которых ключевые сельскохозяйственные усовершенствования могли бы быть развиты и проверены.

  • Разработка руководящих принципов для децентрализованной системы с водным управлением, основанной на фактических потребностях хозяйств (включая предложения о системе оценки воды и любых необходимых административных и юридических мерах)

  • Разработка руководящих принципов для формирования Ассоциаций Фермеров

  • Разработка руководящих принципов для поколения сельскохозяйственного широкого обслуживания

  • Разработка руководящих принципов для обмена научными данными и ноу-хау (§ 5.8)

  • Поддержка преобразования принадлежащих государству хозяйств в управляемые семейным бизнесы с интегрированным производством растений и животных

  • Развитие руководящих принципов для представления ценовой системы, ориентированной на свободный рынок

  • Производство субрегионального обучения и системы модернизации для распространения этих новых систем хозяйствования.



5.3 Управление агролесами на равнинах и в горах
Общая цель состоит в том, чтобы сократить процесс широкомасштабного обезлесивания и деградации водораздела, развивая и продвигая экономно - жизнеспособные и экологические технологии для расширяющегося древесного покрытия и включения их в системы сельского хозяйства, главным образом путем:

  • Защиты и реабилитации деревьев и кустарников в засушливых степях

  • Реабилитация ценных лесов Туранга в Центрально - азиатских степях

  • Производство «зеленых поясов» вокруг деревень и маленьких городов

  • Восстановление полу-засушливых и суб-влажных горных лесов.

Субрегиональный проект в этом секторе должен быть сфокусирован на проектировании совместных стандартов и критериев качества для лесных и агролесных мероприятий в субрегионе; например: желательная степень покрытия лесом и растительностью; целевые системы управления; успешные методы лесонасаждения; испытанные и проверенные методы защиты деревьев и растительности; альтернативные источники энергии.


Ожидается, что укрепленные связи между агролесоводством и сохранением почвы извлекли бы выгоду из тесного сотрудничества между деятельностью СРПД и рабочей программой Тематической Программной Сети по Агролесоводству и Сохранению Почв (TPN2) Азиатской Региональной Программы Действия КБО ООН, которой оказывает гостеприимство Индия. Так как 2002 г. будет объявлен годом гор, специальное внимание должен быть уделено защите горных экосистем.
5.4 Развитие управления пастбищами
Устойчивое использование и усовершенствование пастбищных земель необходимо для сохранения экономической основы сельского населения и для поддержания кочевого образа жизни в регионе .

Односторонняя эксплуатация, которая не соответствует природной способности земель выпаса выдержать нагрузку, уже закончилась крупномасштабным разрушением растительности и таким образом разрушением основы фуража. 60 % пастбищных земель в Центральной Азии перевыпасены. В бывшем Советском Союзе стада принадлежали колхозам. Теперь они главным образом частные или фермерские, это означает, что управление пастбищами сначала должно быть изучено при новых формах собственности.

Субрегиональная программа этого вида включает следующие шаги; то есть приложит усилия к:


  • Объединению существующих знаний, как изнутри так и извне субрегиона;

  • Исследованиям физических, социальных и экономических факторов и проблем, которые влияют на методы управления пастбищами;

  • Стимулированию введения и применения творческих подходов к управлению пастбищными ресурсами при обеспечении соответствующих традиционных технологий;

  • Политике обзора по правам собственности и вкладу систем землевладения в процесс опустынивания;

  • Руководящим принципам проекта для управления пастбищами (включая необходимую государственные рамки условий и меры обеспечения частного сектора) в субрегионе .

Ожидается, что эта область действий в СРПД будет развита в тесном сотрудничестве с Тематической Программной Сетью по Управлении пастбищами и Фиксации Дюн (TPN3) Азиатской Региональной Программы Действия, которая будет запущена в Иране в конце2000 г.
5.5 Сохранение биоразнообразия и охрана природы; Экотуризм
Программы КБО ООН имеют потенциал, чтобы предложить интегрированным способом, синергетические инициативы борьбы с опустыниванием и защиты биоразнообразия. Такие достижения теперь предсказаны в предложенной Совместной Программе КБР/КБО. Сохранение биоразнообразия и природы имеют исключительную важность в Центральной Азии, где разнообразие экосистем и биотических общин снижается на всех уровнях. Исчезновение разновидностей, однако - не единственная главная проблема; действительно, объединение биотипов также серьезно беспокоит, так как это подвергает опасности уникальный характер ландшафтов и подвергает опасности биоценозы. Центральная проблема в этом секторе вращается вокруг проблемы сохранения разнообразие разновидностей и экосистем в Центральной Азии несмотря на увеличивающееся давление для эксплуатации.
Учреждение охраняемых областей, в которых сохранить различные разновидности и жизнь общин важно, но существующая экономическая ситуация нисколько не благоприятна. Было бы также одинаково важно идентифицировать некоторые опасные места, поскольку они известны, и брать их под специальную защиту. Развитие биосферных заповедников на основе существующих природных заповедников и национальных парков должно также планироваться. Все же другая очень важная суб-цель в этой связи - развитие экологически совместимого туризма, так называемого экотуризма, в суб регионе.

Повсюду в Центральной Азии туризм - все еще в эмбрионной стадии: он по существу дисорганизован и, как правило, не принимает во внимание зеленые проблемы. Центрально - Азиатские государства несомненно имеют большой потенциал туризма для международного рынка (ссылка сделана на исторические города Самарканд, Бухара, Хива в Узбекистане; или природные заповедники со значительным региональным потенциалом: Кокчетав в Казахстане, Иссык-Куль в Кыргызстане; также как живописные горы и пустыни и т.д.). Эти области дарят многообещающие перспективы для развития инициатив частного сектора и для образования новых рабочих мест, обеспеченная политическая стабильность и безопасность может быть гарантирована. В настоящее время, недостаток инфраструктуры и опытного персонала предотвращает туристскую отрасль от развития.

Конкретные шаги для подготовки субрегионального проекта в этой области могли бы включать:


  • Идентификацию успешных примеров сохранения разновидностей и экотуризма в суб регионе

  • Разработку стандартов и описания подходящих условий структуры для мер, разработанных для сохранения биоразнообразия, борьбы с деградацией земель и активизирования экотуризма также как методических предложений о подходящих синергетических экспериментальных проектах

  • Идентификацию требований по созданию потенциала и потребности во внешней финансовой и технической поддержке.

  • Благоприятные подходящие предметы выбора для вовлечения операторов частного сектора и сотрудничества с соответствующими туристическими компаниями.


5.6 Обеспечение общественного управления природными ресурсами (включая социально-экономические аспекты землепользования в суб регионе )
Облегчение бедности и средств к существованию сообщества - ключевые интересы КБО ООН. Меры для улучшения потенциала образования дохода местного населения при восстановлении биоразнообразия и агроэкологическом балансе должны быть составными элементами НПД соответствующих стран. Цель субрегионального проекта в этом отношении могла бы состоять в том, чтобы сравнить подходы активного вовлечения участников, побудительные рамки и рыночное поощрение сил в различных местных областях, чтобы идентифицировать лучшие методы. Больше работы необходимо для поддержания и помощи продолжающихся и будущих социально-экономических достижений и стратегий регулирования различных групп населения. После бедствия Аральского моря ясно, что интересы сообщества и приоритеты будут также включать проблемы, связанные со здоровьем.
Следующие шаги казались бы необходимыми для осуществления субрегионального проекта такого вида:

  • Идентифицировать изучения случая общественного управления природными ресурсами (ОУПР) и анализировать факторы, которые внесли вклад в их успех в пределах суб региона.

  • Разработать стандарты и руководящие принципы для проектов ОУПР

  • Поддержать подготовку и систематическое образование новых требований, управляющих экспериментальными проектами ОУПР

  • Организовать субрегиональные обмены опытом в этом секторе.

  • Мобилизовать заинтересованную поддержку доноров для пилотных проектов и субрегионального обмена опытом.

Для иллюстрации этой области вмешательства некто может предложить найти пути и средства сохранения сельской общины вокруг маленького Аральского моря и возрождения рыбной промышленности. Действительно, поскольку озеро постепенно исчезает за последние десять – двадцать лет, несколько маленьких деревень опустели. Однако, уровень воды в маленьком Аральское море не был только стабилизирован в недавние годы, но и фактически повысился снова после строительства дамбы между прежними островами Кок-Арал и Кос-Арал. Это поощрило маленькое оживление рыбной ловли людьми, возвращающимися жить у озера. К сожалению, наводнение в апреле 1999 г. не только разрушило дамбу, но также и надежды местного населения. Программа, разработанная для сохранения маленького Аральского моря произвела бы ряд положительных экологических и социальных воздействий: маленькие деревни вокруг меньшего озера остались бы жить, рыбная промышленность была бы восстановлена, город Аральск получил бы некоторую поддержку, разведение верблюдов было бы расширено и т.д. Имеются конечно другие примеры в регионе готовности сельского населения улучшить использование их природных ресурсов под их собственную ответственность при условии, что им будут предоставлены соответствующие стимулы для проведения такого рода улучшения.


5.7 Развитие и применение Системы Оценки Экологического Воздействия (ОЭВ)
Системы Оценки Экологического Воздействия (ОЭВ) показали себя, как важный инструмент в прошлом при попытке регулировать экономическое развитие страны по экологически правильной линии и также при способствовании устойчивому управлению природными ресурсами. Хотя, в принципе они- большее количество реактивного инструмента, тем не менее они могут составлять первый шаг к активной экологической политике. Шаги, разработанные для введения или продвижения целевого применения этого инструмента в Центрально - Азиатских странах могли бы сосредотачиваться на:


  • Исследовании опыта, полученного с ОЭВ в других регионах.

  • Проектировании системы ОЭВ, которая соответствует требованиям Центрально - Азиатских стран.

  • Осуществлении ряда испытаний в конкретных случаях, в сотрудничестве с международными агентствами развития и экономическими операторами.


5.8 Научное сотрудничество в суб регионе
Исследование в экологическом секторе по линиям мандата КБО в Центральной Азии в настоящее время фрагментировано и ослаблено, поскольку научные учреждения прошли главный процесс реструктуризации в последние десятилетия. Регион не имеет научно-исследовательского института, который мог бы играть центральную и интегрирующую роль. По этой причине, желательная интегрирующая функция любых действий, разработанных для усиления исследования и подходящих учреждений может только прийти от отдельной экологической программы, которая будет способствовать организации сети существующих учреждений, таким образом доказывая уместность ко всем. СРПД могла бы играть эту роль. Нет сомнения, что усиленное сотрудничество в секторе исследования будет также требовать технической и финансовой поддержки извне.
В ходе 70-ых и 80-ых Центральная Азия преследовала активную исследовательскую политику в области опустынивания (благодарность Научному Консультативному Совету по Исследованию Пустынь и Научно-исследовательскому институту пустынь в Ашгабате). Эта политика также пользовалась соответствующей правительственной поддержкой. Был осуществлен целый ряд действий регионального значения, таких как научные конференции, некоторых международных курсов обучения, публикации журнала «Проблемы Восстановления Пустынь» и т.д. Следовательно, весьма немного информации и организационных основ уже на руках в Центральной Азии, которые могут использоваться для разработки субрегиональной исследовательской совместной программы.
Такая программа в Центральной Азии должна укрепить прошлые достижения и начать тесное сотрудничество R&D в суб регионе. Она могла бы включать следующие компоненты:
a) Разработка последовательной исследовательской стратегии для суб региона, приспособленной к борьбе с опустыниванием и управлению природными ресурсами. Этот проект должен стремиться к мобилизации высокоуровневой политической поддержки для связи науки с целями устойчивого развития, при определении стратегических руководящих принципов для будущего исследования, которое тогда могло бы использоваться, и на уровне страны и на субрегиональном уровне для формулировки соответствующих программ. Следующие шаги, казалось бы, будут необходимыми:


  • Анализ существующей ситуации ("критическая оценка"): доступные научные результаты и данные;

  • Инвентаризация существующих научных институтов в субрегионе и их соответствующих потенциалов;

  • Проведение анализа пробелов;

  • Распределить, как доступные учреждения и доступная научная информация могут быть объединены в субрегиональную систему сотрудничества и разъяснить какая форма создания потенциала является наиболее целесообразной в этой области;

  • Выбор темы приоритета в ключевых областях исследования, обращая должное внимание на желательный синергизм между борьбой с опустыниванием, углеродной изоляцией, охраной биоразнообразия; формулировка цели и соответствующей исследовательской деятельности; идентификация возможностей для международного сотрудничества, и определение помощи, требуемой извне суб региона.


b) Уполномочить университеты в суб регионе предложить курсы по проблемам, связанным с опустыниванием и по темам, имеющих отношение к управлению природными ресурсами. Для выполнения, облегчить содействие более тесной интеграции и международному обмену ноу-хау и опытом в этом секторе. Международный опыт показал, что такие курсы являются более эффективными и полезными на субрегиональной основе. Для развития этой инициативы необходимо предпринять следующие шаги:

  • Систематически идентифицировать возможности для сотрудничества между местными университетами и теми, кто за пределами суб региона, и разъяснять уровень ресурсов, которые должны быть доступны этим учреждениям.

  • Созвать рабочую группу, чтобы проектировать учебные планы для курса на университетском уровне по контролю опустынивания и уместным темам.

  • Нанять и инструктировать лекторов в пределах и вне суб региона.

  • Провести несколько испытательных курсов, и оценить их результаты, с целью возможной адаптации или изменению содержания будущих курсов.

  • Развить студенческую программу товарищества.


c) Обмен научной информацией в пределах и вне суб региона. С одной стороны, жизненно важно, что существующее знание стало доступным для всех заинтересованных сторон и пользователей в соответствующих странах, чтобы донести технический статус знания до необходимого уровня в ближайшей перспективе. С другой, продолжающаяся глобализация означает, что это высоко важно для планировщиков и лиц, принимающих решение в Центрально - Азиатских странах быть способными легко подойти к уместной информации по ключевым данным планирования, таким образом позволяя им включить аспекты устойчивого управления ресурсами в их экономические планы развития.
Цель состоит в том, чтобы образовать нормальную систему научного «управления знаниями" (УЗ) и начать действия через следующие меры:

  • Систематически определять потребность в данных и информации ключевыми целевыми группами

  • Проводить обзор выполнимости, чтобы выверить ситуацию "предложение и спрос" для информации в суб регионе и проектировать систему УЗ для суб региона (включая технические, организационные и финансовые аспекты).

  • Образовать основную структуру сети УЗ


d) Курсы обучения по опустыниванию

Международный опыт предлагает, чтобы субрегиональный уровень был соответствующий для экономии масштаба. Центральная Азия имеет множество исследовательских станций в области, которая прежде использовалась для основного и прикладного исследования (научно-исследовательский институт «Терскент» в зональной пустыне/полупустыне в Южном Казахстане, станция исследования «Кызылкум» в Узбекистане, также как «Небит-Даг» и «Каракуль» в Туркменистане), все они могли бы использоваться сегодня и в будущем также для исследования, преподавания и обучения.



6 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СРПД
6.1. Институциональный потенциал
Новые министерства охраны окружающей среды имеют регулирующие полномочия для этого сектора в Центрально - азиатских республиках. На промежуточном уровне (область), зависимые власти министерств или госкомитетов обычно имеет разряд отделов в области или областной администрации. В районе или на местном уровне (район), они действуют как ответственные инспекции.
Все республики постепенно присоединились к экологическим конвенциям ООН соответственно их ситуации, разрабатывая национальные планы действия по охране окружающей среды (в дальнейшем НПДООС) подходящие для их соответствующей ситуации. Действительно, НПДООС формируют часть стратегии развития государства и цели придать национальной политике окружающей среды большее влияние и выигрывать внешнюю поддержку доноров для экологических проектов.

Другие положительные подходы в секторе окружающей среды, связанные с процессом НПДООС включают:



  • Учреждение институтов или факультетов экологических специальностей в университетах, колледжах и специальные образовательные учреждения с соответствующими курсами обучения и переподготовки.

  • Факт, что школьное образование также принимает во внимание и имеет дело с вопросами и проблемами окружающей среды.

  • Учреждение интернационально совместимых информационных систем окружающей среды.

Национальные Программы Действия по борьбе с опустыниванием (НПД) должны быть связаны с национальными планами действия по охране окружающей среды. В каждой стране НПД управляются Фокал пойнтами (см. Приложение I). Национальный Фокал пойнт для Казахстана - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в Кыргызстане Кыргызский научно-исследовательский институт Ирригации, в Таджикистане Министерство земельных ресурсов и землеустройства, в Туркменистане Национальный институт пустынь, фауны и флоры (НИПФФ) и в Узбекистане Гидрометеорологическая служба.


Центрально - азиатские научно-исследовательские институты сосредоточенные на опустынивании были основаны в 60-ых и 70-ых, двумя хорошими примерами являются Национальный институт пустынь, флоры и фауны в Ашгабате и Научный Консультативный Совет по исследованиям пустынь в бывшем СССР. Институт в Ашхабаде впоследствии развился в центр исследовательской деятельности в Центральной Азии. В дополнение к НИПФФ, другие научно-исследовательские институты, активные в Центральной Азии в соответствии с мандатом КБО включают Ботанические, Географические и Экологические Институты в Алматы (Казахстан), Центральный Азиатский научно-исследовательский институт гидрометеорологии (ЦАНИИГ), Центр Экологии водного управления и Ботанический институт в Ташкенте (Узбекистан), также как Биоэкологический институт в Нукусе (Каракалпакстан, Узбекистан). Участие этих научно-исследовательских институтов в подготовке и выполнении СРПД рассматривается как необходимое условие для успеха.
Неправительственные организации (НПО) в секторе окружающей среды также играют важную роль в условиях связи в Центральной Азии путем связи между соответствующими правительствами и их людьми. Например, с привлечением Международного института биоразнообразия в Центральной Азии (БИОСТАН), Центрально - Азиатские НПО стали вовлеченными в РИОД в 1996 г. - сеть НПО для контроля опустынивания в пределах рамках КБО ООН, основанную в 1994 г. Несмотря на множество препятствий, движение НПО в Центральной Азии рассматривается в положительном свете. Действительно, фактическое формирование и расширение сети РИОД по всей Центральной Азии и ее деятельность по повышению осведомленности должно быть замечено как положительное достижение. По этой причине, обязательно, чтобы НПО были включены в процесс СРПД.
Вообще говоря,, может быть предположено, что институциональный потенциал, необходимый для развития СРПД доступен в Центральной Азии. Это было бы, однако, наиболее целесообразно и желательно идти вне традиционных действующих лиц и вовлекать подходящие ассоциации и профессиональные представительства от гражданского общества также как представителей частного сектора.

6.2. Управление и координация, создание потенциала
Опыт с разработкой и выполнением СРПД в других регионах, также как с выполнением Конвенции вообще показывает весьма ясно, что имеется сильная тенденция ограничить процесс до экологической администрации. Фактически, это подтверждает одну из наиболее серьезных проблем стесняющую выполнение КБО. Контроль опустынивания и управление природными ресурсами являются пересекающимися секторными вопросами, которые прибывают под юрисдикцией нескольких различных властей, таким образом требуя от них совместной работы и координации их вкладов. Если это не происходит, выполнение КБО не просто ограничено маленькой долей полных возможностей, фактически требуемых, но имеется и реальный риск, что партнеры сотрудничества будут не в состоянии развить любой конкретный интерес в этом виде обязательства.

Следовательно, Центрально - Азиатские республики должны удостовериться, что национальный фокал пойнт КБО связывает выполнение КБО с другими ключевыми министерствами, отвечающими за соответствующие сектора развития в их странах. То же самое применяется к региональному сотрудничеству и выполнению СРПД. Ни в коем случае выполнение СРПД не должно быть уменьшено до изолированного процесса совершенной окружающей среды вместо интегрирования в основное направление развития. Для гарантии того, что СРПД следует в правильном направлении с самого начала, следующие рамочные условия должны быть произведены:




  • Пунктом отправления и фиксации должны быть национальные интересы, потребности и действия. СРПД всегда должны быть исследованы, чтобы определить, образуют ли они дополнительное значение с точки зрения национальных действий.

  • СРПД должны строиться на существующих региональных программах и проектах и не должны стараться заменить их. Проекты должны быть проанализированы систематически двух- и многосторонними донорами для определения могут ли они играть роль в пределах рамки будущей СРПД.

  • Должны использоваться уже существующие институты для координации деятельность СРПД вместо производства нового для этой цели.

  • Роль фокал пойнтов, ответственных за процесс КБО и за подготовку и осуществление СРПД не должна быть перепутана с таковым исполнительным агентства. Вместо этого, ключевой мандат фокал пойнтов должен действовать как катализатор и таким образом содействовать организации сети процесса КБО в других ключевых областях, пока сопутсвующе обеспечивает, чтобы ключевые действующие лица, соответствующие независимые офисы и партнеры были вовлечены в процесс. Их задача состоит в том, чтобы содействовать борьбе с опустыниванием и проблемами природных ресурсов целостным способом в тех ключевых секторах экономики и администрации, где такие темы не были рассмотрены так, как они заслуживают до настоящего времени.

Фокал пойнты имеют критическое значение не только для полного процесса КБО, но и , наиболее особенно, для разработки и более позднего выполнения СРПД. Соответствующие страны должны, поэтому, удостовериться, что эти органы оснащены необходимыми ресурсами и компетентностью и гарантируют, что они ясно понимают задачи. В зависимости от потребности, некоторое рассмотрение можно было бы также дать целевому вкладам по обучению и переподготовке. Процесс КБО, и таким образом региональное сотрудничество, может зависеть или нет от вопросов компетентности и полномочия фокал пойнта, но также и их мотивации. По этой причине, этот аспект должен быть обсужден полностью на намеченном субрегиональном совещании в Кыргызстане.



7. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРПД В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ожидания и последовательные рабочие планы должны быть реалистичными. Опыт показал, что процесс усиления субрегионального сотрудничества и развития СРПД является комплексным и отнимает много времени. Было бы также нереалистично предположить, что хорошо продуманные стратегические документы и разработка обещанных проектов могли бы даже начать составлять гарантию субрегионального сотрудничества. Предыдущие секции уже указали на факт, что выполнение КБО могло бы войти в тупик, если оно не включено в «основное направление» развития в суб регионе. Ключевой компонент действующей стратегии, созданной в условиях субрегионального сотрудничества и СРПД должен поэтому вращаться вокруг вопроса, как и с какими средствами это «основное направление» может быть приведено в движение и поддерживаться. В этом контексте могло быть сказано, что принятый путь фактически почти столь же важен как достижение заключительного предназначения. А ясное выражение политического обязательства на самом высоком возможном уровне - уверенный способ добраться туда.

7.1. Последовательные стадии разработки СРПД
Примеры из других регионов показали, что требуется приблизительно два года, чтобы создать рамочные условия, необходимые для регионального сотрудничества и выполнения СРПД, посредством чего одинаковый подход должен быть принят с начала:

  • С одной стороны, обещанные субрегиональные проекты или совместные действий могут быть предприняты с начала

  • И с другой стороны, и снова прямо с начала процесс субрегионального сотрудничества должен быть больше чем только сбор запланированных объединенных субрегиональных проектов. Действительно, это он должен быть организован с требуемой политической властью и командной работой, чтобы сделать «основное направление» сутью процесса.


Начальная стадия, длительностью 6 - 9 месяцев, должна концентрироваться на идентификации ключевых действующих лиц для выполнения КБО в суб регионе; вопросы принципа должны быть разъяснены, и в отношении подготовки субрегиональных проектов и организации субрегионального сотрудничества. Кроме того, основные особенности консультативного процесса между всеми вовлеченными сторонами, должны быть разработаны и начальные рабочие документы выработаны для запланированных субрегиональных проектов. В конце первой стадии, должна быть возможна оценка уровня обязательств сотрудничающих партнеров.
Вторая стадия начинается с другой субрегиональной встречи на уровне фокал пойнтов вместе с сотрудничающими партнерами на участке. Результаты первой стадии должны быть представлены на этой встрече и одобрены как соответствующие. Ожидается, что встреча, вне обзора рамки, следующей из первого форума, рассмотрела бы первое внесение в список конкретных инициатив, разработанных тем временем в пределах согласованных широких областей СРПД. После чего будет дан зеленый свет для начала подготовки субрегиональных проектов и начала осуществления мер по созданию критического потенциала и испытательных мер с меньшим масштабом. Международные партнеры подтверждают обязательство и меры, чтобы поддержать определенные элементы СРПД. Консультативные механизмы для соглашений сотрудничества основаны и начинают функционировать. Субрегиональный процесс сотрудничества завершен и даже запущен в определенных областях интереса к странам суб региона. Структуры гражданского общества также как НПО активно вовлечены в процесс. Кроме того, основная система показателей также развита, чтобы оценить прогресс субрегионального сотрудничества и гибкого механизма, основанного для субрегионального выполнения и мониторинга проекта. Наконец, полный документ СРПД на стадии разработки. Эта стадия должна длиться 12 - 15 месяцев.
Третья стадия также начинается с субрегиональной конференции, на сей раз посещаемой теми политическими действующими лицами с ключевой ролью, чтобы узаконить субрегиональное сотрудничество и утвердить результаты второй стадии. Эта встреча не только решает, как результаты второй стадии должны быть исправлены или улучшены, но также и дает продолжение для продолжающегося выполнения СРПД. Система показателей основана для развития выполнения процесса и мониторинга его качества. Долгосрочная форма консультативных процессов установлена между затронутыми действующими лицами.
7.2. Финансовые ресурсы и техническая поддержка
Субрегиональное совещание в Кыргызстане должно разъяснить, какие внешние требования необходимы для различных форм субрегионального сотрудничества и также, какие из намеченных субрегиональных проектов будет требовать поддержки от сотрудничающих партнеров в Центрально - Азиатских государствах. В ходе этой разъяснительной процедуры, должно быть найдено разъяснение, какие приоритеты должны быть предназначены для различных действий, какие страны и какие сотрудничающие партнеры желают быть вовлечены, в какие действия, и кто должен обеспечить какую форму поддержки и принять какую ответственность за осуществление конкретных мер. Мыслимо, что, для каждого данного сектора деятельности, одна страна и один сотрудничающий партнер вместе с НПО (в подходящих случаях) берет специальную ответственность за продолжение согласованных мер.
7.3 Решения, которые будут приняты на совещании в Кыргызстане
Наиболее важное решение, которое ожидается принять на совещании в Кыргызстане состоит в том, что желают ли заинтересованные страны предпринять субрегиональное сотрудничество в Центральной Азии под основными структурами, выделенными выше и желают ли поддерживать этот процесс политически. Также жизненно важно основать процесс, допускающий распределение и при каких обстоятельствах сотрудничающие партнеры захотели бы поддержать этот вид инициативы.

Важные аспекты, которые должны быть разъяснены подробно, включают:



  • Как фокал пойнты лучше всего могут оправдывать себя в отведенной им роли (то есть не исполнительные агентства, но помощники и «основные направители») и какие рамочные условия страны должны будут произвести к концу этого?

  • Имеется ли соглашение по элементам СРПД и какие конкретные субрегиональные проекты будут расположены по приоритетам?

  • Какие консультативные механизмы являются необходимыми для подготовки и осуществления субрегионального сотрудничества; кто должен быть вовлечен и как они должны быть поддержаны в административных условиях? (Насколько возможно существующими учреждениями!!)

  • Как гражданское общество может быть активно вовлечено; какие конкретные вклады оно может сделать?

  • Кто возьмет политическое «покровительство» этого процесса?

Вышеупомянутые вопросы должны, если возможно, быть разъяснены на встрече высокого уровня в Кыргызстане, так как они представляют основание для дальнейших действий на рабочем уровне.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страны Центральной Азии рассматривают важные аспекты их политики управления природными ресурсами одновременно, когда их доступ к КБО ООН дает им международный инструмент, чтобы поддерживать и усилить их усилия. Но независимо от того, как может быть целесообразно субрегиональное сотрудничество в Центральной Азии, оно может только полностью развивать потенциал и дополнительное значение, если это требуется на политическом уровне, тем кого касается и если оно обещает реальное улучшение продолжающейся ситуации.
Этот документ стремится рассмотреть почему необходимо сотрудничество в Центральной Азии, и какое дополнительное значение оно может создать и представить СРПД как полезный инструмент в этом процессе. Любые такие усилия будут несомненно очень трудны; однако, в ответ, СРПД могла бы выражать ясные политические желания заинтересованных государств для международного экологического сотрудничества в контексте устойчивого развития. Она таким образом создала бы большую политическую стабильность для суб региона, таким образом делая его более привлекательным для иностранных инвестиций.

ПРИЛОЖЕНИЕ I: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОКАЛ ПОЙНТЫ
Внесенные ниже в список Национальные Фокал пойнты, учрежденные правительствами соответствующих стран для осуществления КБО ООН:
Казахстан Национальный экологический центр по устойчивому развитию

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

Кокчетав

Телефон 7-31622-55442; Факс 7-31622-55537

Электронная почта Azhigaliyev@neapsd.kz

Кыргызстан Кыргызский научно-исследовательский институт ирригации

Министерство сельского и водного хозяйства

Бишкек


Телефон 996-312-541168; Факс 996-312-426372/ 541156

Электронная почта Kulov@elcat.kg


Таджикистан Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству

Душанбе


Телефон 992 372-311-683; Факс. 992 372-311-487
Туркменистан Национальный Институт Пустыни, флоры и фауны

Министерство использования и охраны природы

Ашгабад

Телефон 99312-356495; Факс 99312-353716



Электронная почта Babaev@desert.ashgabad.su
Узбекистан Главная Администрация гидрометеорологии

Кабинет Министров

Ташкент

Телефон 99871-1331145/ 1360758



Факс 99871-1332025

Электронная почта Uzhymet@hmc.tashkent.su


ПРИЛОЖЕНИЕ II:

Статья 11 из главного текста КБО
Статья 11
СУБРЕГИОНАЛЬНЫе И РЕГИОНАЛЬНЫе ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ

Затрагиваемые страны – Стороны Конвенции консультируются и сотрудничают друг с другом в целях подготовки, в случае необходимости, согласно соответствующим приложениям об осуществлении на региональном уровне, субрегиональных и/или региональных программ действия для согласования, дополнения и повышения эффективности национальных программ. Положения статьи 10 применяются mutatis mutandis к субрегиональным и региональным программам. Такое сотрудничество может включать согласованные совместные программы устойчивого управления трансграничными природными ресурсами, научно-техническое сотрудничество, и укрепление соответствующих институтов.



Статьи 5 и 6 из

Приложение об осуществлении Конвенции на региональном уровне для Азии

Статья 5

СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ И

СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ
1. В соответствии со статьей 11 Конвенции затрагиваемые страны- Стороны Конвенции, расположенные в Азии, могут совместно договориться о проведении консультаций и сотрудничества с другими Сторонами, а также о подготовке и осуществлении субрегиональных или совместных программ действия для дополнения и повышения эффективности национальных программ действия. В любом случае соответствующие Стороны могут совместно договориться о том, чтобы возложить на субрегиональные, в том числе на двусторонние или национальные организации или на специализированные учреждения обязанности, связанные с подготовкой, координацией и осуществлением программ. Такие организации или учреждения могут также выполнять функции координационных органов и центров по поощрению и координации технического сотрудничества в соответствии со статьями 16-18 Конвенции.
2. При подготовке и осуществлении субрегиональных или совместных программ действия, затрагиваемые страны региона - Стороны принимают, в частности, в соответствующих случаях следующие меры:


  1. определяют, в сотрудничестве с национальными учреждениями, приоритетные задачи в области борьбы с опустыниванием и засухой, которые могут быть оптимально решены с помощью таких программ, а также соответствующие мероприятия, которые могут эффективно осуществляться в рамках таких программ;




  1. оценивают оперативные возможности и деятельность соответствующих региональных, субрегиональных и национальных учреждений;




  1. анализируют существующие программы борьбы с опустыниванием и засухой, осуществляемые всеми или некоторыми Сторонами региона или субрегиона, и их взаимосвязь с национальными программами действия; и




  1. при проведении международного сотрудничества, включая оказание финансовой и технической помощи, разрабатывают в духе партнерства соответствующие двусторонние и/или многосторонние соглашения с целью поддержки программ.

3. Субрегиональные или совместные программы действия могут включать в себя согласованные совместные программы по рациональному использованию трансграничных природных ресурсов в рамках борьбы с опустыниванием и засухой, приоритетные задачи по координации и других мероприятия в таких областях, как наращивание потенциала, научно-техническое сотрудничество, в особенности в деле использования систем раннего оповещения и информации о засухе, и меры по укреплению потенциала или расширению возможностей соответствующих субрегиональных и других организаций или учреждений.



Статья 6

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Региональные мероприятия в поддержку субрегиональных или совместных программ действия могут включать в себя, в частности, меры по укреплению учреждений и механизмов координации и сотрудничества на национальном, субрегиональном и региональном уровнях и меры содействия осуществлению статей 16 - 19 Конвенции. Эти действия могут также включать:


  1. содействие деятельности и укрепление сетей технического сотрудничества;




  1. подготовку перечней технологий, знаний, ноу-хау и практических методов, а также традиционных и местных технологий и ноу-хау и поощрение их распространения и использования;




  1. оценку потребностей в передаче технологий и содействие адаптации и использованию таких технологий; и




  1. поощрение программ информированности общественности и оказание содействия наращиванию потенциала на всех уровнях, развитие профессиональной подготовки,, исследований и разработок и создании систем развития людских ресурсов.



ПРИЛОЖЕНИЕ III

Извлечение из Ташкентской Декларации
Участники на Ташкентской Межрегиональной Конференции согласились, что следующие области могли бы рассматриваться как приоритетные элементы Межрегиональной Программы Действия по борьбе с опустыниванием:
a) Усовершенствование инструментов управления для экономического развития и защиты окружающей среды;

b) Повышение осведомленности и экологическое образование, включая обеспечение информационных систем;

c) Оценка, мониторинг и системы раннего предупреждения для борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи;

d) Использование трансграничных водных ресурсов и мониторинг их использования на Межгосударственных уровнях;

е) Использование и восстановление пастбищ;

f) Восстановление лесов;

g) Восстановление природных ресурсов и культурного наследия, включая механизмы борьбы с ветровой и водной эрозией, сохранение биоразнообразия и восстановление местных систем знания;

h) Деградация окружающей среды и улучшение общественного здоровья;

i) Восстановление земель, деградированных из-за войн, промышленной деятельности и ядерных отходов;

j) Энергетика



k) Миграция, вызванная опустыниванием и социально-экономическое воздействие
Было также согласовано, что работа по этим областям могла бы быть облегчена через тематические сети.