1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной... 1 106.22kb.
Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники. 1 9.07kb.
За пятьдесят лет развития многие поколения программистов создали... 4 1176.08kb.
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Техническое... 1 248.19kb.
Руководство по использованию программного обеспечения Notebook 1 104.41kb.
Центр развития творчества детей и юношества научное общество учащихся 1 250.58kb.
Исследовательская работа по профилактике профессиональных заболеваний... 1 276.41kb.
История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно... 1 39.73kb.
Специальность (группа) Число бюджетных мест 1 42.18kb.
Особенности расследования преступлений, совершаемых с использованием... 6 922.15kb.
Программа интегрированного курса по изобразительному искусству и... 1 119.14kb.
Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием 1 189.9kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения - страница №1/8


CПИСОК ВОПРОСОВ ПО КУРСУ

“ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ”

2005/2006 г. г.
1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения.
2. Структура вычислительной системы. Ресурсы ВС- физические ресурсы, виртуальные ресурсы. Уровень операционной системы.

3. Структура вычислительной системы. Ресурсы ВС- физические, виртуальные. Уровень систем программирования.

4. Структура вычислительной системы. Ресурсы ВС- физические ресурсы, виртуальные ресурсы. Уровень прикладных системы.

–5. Структура вычислительной системы. Понятие виртуальной машины.


6. Основы архитектуры компьютера. Основные компоненты и характеристики. Структура и функционирование ЦП.

7. Основы архитектуры компьютера . Основные компоненты и характеристики. Оперативное запоминающее устройство. Расслоение памяти.

8. Основы архитектуры компьютера. Основные компоненты и характеристики.

Кэширование ОЗУ.

9. Основы архитектуры компьютера. Аппарат прерываний. Последовательность действий в вычислительной системе при обработке прерываний.

10. Основы архитектуры компьютера. Внешние устройства. Организация управления и потоков данных при обмене с внешними устройствами.

11. Основы архитектуры компьютера. Иерархия памяти.
12. Аппаратная поддержка ОС. Мультипрограммный режим.

13. Аппаратная поддержка ОС и систем программирования.. Организация регистровой памяти ЦП (регистровые окна, стек).

14. Аппаратная поддержка ОС. Виртуальная оперативная память.

15. Аппаратная поддержка ОС. Пример организации страничной виртуальной памяти.


16. Многомашинные, многопроцессорные ассоциации. Классификация. Примеры.

17. Многомашинные, многопроцессорные ассоциации. Терминальные комплексы. Компьютерные сети.


18. Операционные системы. Основные компоненты и логические функции. Базовые понятия: ядро, процесс, ресурс, системные вызовы. Структурная организация ОС.

19. Операционные системы. Пакетная ОС, ОС разделения времени, ОС реального времени, распределенные и сетевые ОС.


20. Организация сетевого взаимодействия. Эталонная модель ISO/OSI. Протокол, интерфейс. Стек протоколов. Логическое взаимодействие сетевых устройств.

21. Организация сетевого взаимодействия. Семейство протоколов TCP/IP, соответствие модели ISO/OSI. Взаимодействие между уровнями протоколов семейства TCP/IP. IP адресация.


22. Управление процессами. Определение процесса, типы. Жизненный цикл, состояния процесса. Свопинг. Модели жизненного цикла процесса. Контекст процесса.
23. Реализация процессов в ОС UNIX. Определение процесса. Контекст, тело процесса. Состояния процесса. Аппарат системных вызовов в ОС UNIX.

24. Реализация процессов в ОС UNIX. Базовые средства управления процессами в ОС UNIX. Загрузка ОС UNIX, формирование нулевого и первого процессов.


25. Планирование в ОС. Основные разновидности задач планирования. Стратегии планирования времени ЦП. Алгоритмы, основанные на квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования.

26. Планирование. Организация планирования времени ЦП в ОС UNIX и ОС WINDOWS NT. Планирование свопинга в ОС UNIX.

27. Планирование. Особенности планирования в системах реального времени.

28. Планирование. Стратегии обработки прерываний. Организация планирования обработки прерываний в ОС WINDOWS NT.


29. Взаимодействие процессов. Разделяемые ресурсы. Критические секции. Взаимное исключение. Тупики.

30. Взаимодействие процессов. Некоторые способы реализации взаимного исключения: семафоры Дейкстры, мониторы, обмен сообщениями.

31. Взаимодействие процессов. Классические задачи синхронизации процессов. “Обедающие философы”.

32. Взаимодействие процессов. Классические задачи синхронизации процессов.

“Читатели и писатели”.

33. Взаимодействие процессов. Классические задачи синхронизации процессов.

“Спящий парикмахер”.
34. Базовые средства взаимодействия процессов в ОС UNIX. Сигналы. Примеры программирования.

35. Базовые средства взаимодействия процессов в ОС UNIX. Неименованные каналы. Примеры программирования .

36. Базовые средства взаимодействия процессов в ОС UNIX. Именованные каналы. Примеры программирования.

37. Базовые средства взаимодействия процессов в ОС UNIX. Взаимодействие процессов по схеме ”подчиненный-главный”. Общая схема трассировки процессов.


38. Система межпроцессного взаимодействия ОС UNIX. Именование разделяемых объектов. Очереди сообщений. Пример.

39. Система межпроцессного взаимодействия ОС UNIX . Именование разделяемых объектов. Разделяемая память. Пример.

40. Система межпроцессного взаимодействия ОС UNIX . Именование разделяемых объектов. Массив семафоров. Пример.
41. Сокеты. Типы сокетов. Коммуникационный домен. Схема работы с сокетами с установлением соединения.

42. Сокеты. Схема работы с сокетами без установления соединения.

43. Общая классификация средств взаимодействия процессов в ОС UNIX.
44. Файловые системы. Cтруктурная организация файлов. Атрибуты файлов. Основные правила работы с файлами. Типовые программные интерфейсы работы с файлами.

45. Файловые системы. Модели реализации файловых систем. Понятие индексного дескриптора.

–46. Файловые системы. Координация использования пространства внешней памяти. Квотирование пространства ФС. Надежность ФС. Проверка целостности ФС.
47. Примеры реализаций файловых систем. Организация файловой системы OC UNIX. Виды файлов. Права доступа. Логическая структура каталогов.

48. Примеры реализаций файловых систем Внутренняя организация ФС. Модель версии UNIX SYSTEM V.

49. Примеры реализаций файловых систем. Внутренняя организация ФС. Принципы организации файловой системы FFS UNIX BSD.
50. Управление внешними устройствами. Архитектура организации управления внешними устройствами, основные подходы, характеристики.

51. Управление внешними устройствами. Буферизация обмена. Планирование дисковых обменов, основные алгоритмы.

52. Управление внешними устройствами. Организация RAID систем, основные решения, характеристики.
53. Внешние устройства в ОС UNIX. Типы устройств, файлы устройств, драйверы.

54. Внешние устройства в ОС UNIX. Системная организация обмена с файлами. Буферизация обменов с блокоориентированными устройствами.


55. Управление оперативной памятью. Одиночное непрерывное распределение. Распределение разделами. Распределение перемещаемыми разделами.

56. Управление оперативной памятью. Страничное распределение.

57. Управление оперативной памятью. Сегментное распределение.




1 билет. Развитие вычислительной техники и программного обеспечения

Вычислительную технику традиционно или исторически разделяли на так называемые поколения. Поколение – это группа компьютеров, которые объединены по совпадению определенного набора признаков. Обычно это архитектура, элементная база, области применения и т.д.



Первое поколение компьютеров появилось в связи с массовым вычислением задач связанных с обороной (ядерное оружие и т.п.). Для ввода/вывода и в качестве запоминающего устройства использовались перфоленты. Строки вручную вводились в оперативную память и затем выполнялись.

Проблемы В случае возникновения ситуаций типа деления на нуль компьютер останавливался. Изменять программу также было очень тяжело, так как машинные коды завязаны на адресацию, следовательно, для того, чтобы редактировать, приходилось сдвигать всю программу. Чтобы не сдвигать, делали безусловный переход на конец программы, затем возвращались обратно.

Что появилось: однопользовательский, персональный режим ; зарождение класса сервисных, управляющих программ ; зарождение языков программирования.

Компьютеры 2-го поколения уже стали более распространенными и начали применяться в более привычных для нас сферах работы: управление предприятиями, сбор информации и т.д. Строились они на новой элементной базе на полупроводниковых приборах – это диоды и транзисторы. Конец 50-х 2-я половина 60-х годов.. Размер компьютеров второго поколения на порядки уменьшился по сравнением с компьютерами первого поколения, уменьшилась энергопотребление, уменьшились габариты, увеличилась скорость.

Стало возможно создавать более сложные по архитектуре системы. Уменьшились размеры, следовательно, проводники стали короче, следовательно, время работы уменьшилось и тепла стало выделяться меньше.

Нововведения: Пакетная обработка заданий ; Мультипрограммирование ; Языки управления заданиями ; Файловые системы ;Виртуальные устройства

III Поколение. Проблема: В результате идентичные устройства от разных производителей не взаимозаменялись.

Решение:

1)У третьего поколения все устройства стали унифицироваться.



2) Устройства стали использовать идентичные расходные материалы. Все стало унифицированное (машинная лента, катушка)

Все стало стыковаться за счет унификации аппаратных интерфейсов



создание семейств компьютеров Раньше программное обеспечение жило столько, сколько компьютер. Программы погибали вместе с компьютерами. Появились задачи, требующие компьютер с вполне определенной архитектурой. Например, для управления больницей – компьютер с большой внешней памятью. Компьютеры стали программно-приемственными снизу вверх. Семейства различались по цене и возможностям. Стала возможной модернизация компьютеров.

Большее развитие получили операционные системы. Появились первые сильно развитые операционные системы, у которых архитектура и основные компоненты были унифицированы. Одной из первых операционных систем значимых, этапных для всего развития мирового программного обеспечения - было появление операционной системы UNIX. В операционных системах появились простые средства разработки драйверов, появились стандартные интерфейсы организации драйверов.

Основной аппаратной характеристикой компьютеров 4-го поколения является использование интегральных схем большой и сверхбольшой интеграции.

Развитие элементной базы оно определило с одной стороны потенциальную возможность сфер применения компьютерной техники, с другой стороны потребность создания максимально дружественных интерфейсов между пользователем и вычислительной системой (очень значимо).



Миниатюризации вычислительной техники позволила совершить существенное развитие применения компьютеров, как встраиваемых устройств, используемых для управления теми или иными технологическими и производственными процессами.

Развитие компьютеров 4-го поколения и далее обусловила толчок к развитию сетевых технологий.



Одной из проблем связанным с компьютерами 4-го поколения и последующих является проблема, связанная с обеспечением безопасности хранения и передачи данных. Информация стала товаром и предметом собственности. Следовательно, возникает проблема, связанная с обеспечением безопасности в части минимизации возможности несанкционированного доступа к этой информации. На сегодняшний день существует целая отрасль, занимающаяся этими проблемами.

Билет 2.Основы архитектуры вычислительной системы

Вычислительная система - совокупность аппаратных и программных средств, функционирующих в единой системе и предназначенных для решения задач определенного класса.

Структура вычислительной системы: Прикладные системы, Системы программирования, Управление логическими ресурсами, Управление физическими ресурсами, Аппаратные средства ЭВМ.


Взаимодействие уровней осуществляется с помощью межуровневых интерфейсов.

Средства программные доступные на уровнях управления ресурсами ВС:

•Система команд компьютера

•Программный интерфейс драйверов устройств как физических, так и виртуальных.


Аппаратный уровень вычислительной системы

Аппаратный уровень ВС – с позиции верхних уровней это физические ресурсы и система команд ЭВМ. Каждому физическому ресурсу соответствует определенный аппаратный компонент компьютера и его характеристики. Характеристики: правила программного использования, производительность и/или емкость, степень занятости или используемости.

Управление физическими ресурсами ВС

Данный уровень является 1-м первым уровнем системного программного обеспечения вычислительной системы и его назначение в систематизации и стандартизации правил программного использования физических ресурсов. На этом уровне обеспечивается создание программ управления физическими ресурсами. Для обеспечения управления физическими ресурсами, используются программы, которые называются драйверами физического ресурса (устройства).



Драйвер физического устройства – программа, основанная на использовании команд управления конкретного физического устройства и предназначенная для организации работы с данным устройством.

Уровень управления физическими ресурсами – программная составляющая вычислительной системы, обеспечивающая предоставление для каждого конкретного физического ресурса интерфейса для использования – драйвер физического ресурса (устройства).

  • Драйвер физического устройства упрощает для пользователя интерфейс работы с устройством.

  • Драйвер физического устройства скрывает от пользователя детальные элементы управления конкретным физическим устройством. Драйвер физического устройства ориентирован на конкретные свойства устройства.

  • На данном уровне иерархии вычислительной системы обеспечивается корректное функционирование и использование физических ресурсов/устройств.

  • На этом уровне пользователю доступны: системы команд, аппаратные устройства, доступ к физическим ресурсам через соответствующие драйверы.

Управление логическими/виртуальными ресурсами

Логическое/виртуальное устройство (ресурс) – устройство/ресурс, некоторые эксплутационные характеристики которого (возможно все) реализованы программным образом.

Драйвер логического/виртуального ресурса - программа, обеспечивающая существование и использование соответствующего ресурса.

Уровень управления физическими и виртуальными ресурсами составляют ОС.



Ресурсы вычислительной системы - совокупность всех физических и виртуальных ресурсов.

Одна из характеристик ресурсов вычислительной системы их конечность, следовательно возникает конкуренция за обладание ресурсом между его программными потребителями.



Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающий управление ресурсами вычислительной системы.

Средства программирования, доступные на уровнях управления ресурсами ВС:

• система команд компьютера;

• программные интерфейсы драйверов устройств (как физических, так и виртуальных)


3 Билет. Системы программирования

Система программирование – это комплекс программ, обеспечивающий поддержание жизненного цикла программы в вычислительной системе.

Уровень системы программирования обеспечивает поддержание этапов жизни программы: проектирование, кодирование, тестирование и отладка, изготовление программного продукта.

Этапы, связанные с разработкой и внедрением программы, называются жизненным циклом.

Проектирование

Обычно он включает исследование задачи, исследование характеристик объектной среды (как объектная среда будет связана с нашей системой).



Объектная среда – это та ВС, в рамках которой продукт будет функционировать.

Кодирование

Спецификация бывает формальная и неформальная.

Средства для разработки программных продуктов

1) средство автоматизации контроля использования межмодульных интерфейсов, которые обеспечивают контроль за правильностью использования в программе классификаций регламентирующих межмодульные связи: количество параметров, типы параметров права доступа к параметрам и т.д.;

2) средство автоматизации получения объектных исполняемых модулей программы, обеспечивающее автоматический контроль за соответствием исходных модулей объектным и исполняемым модулям, т.е. предусматривается возможность последующего редактирования исходных модулей;

3) системы поддержки версий, т.е. системы, которые позволяют фиксировать состояние проекта в виде некоторых версий, а также протоколировать все изменения исходных модулей и при необходимости осуществлять возврат к предыдущим версиям.



Тестирование и отладка

Тестирование – это проверка спецификаций функционирования программы на некоторых наборах входных данных. И после того можно говорить, что программа работает верно на том или ином наборе тестов. В связи с этим в тестировании есть проблема формирования тестового набора (покрытия), которая решается в зависимости от конкретной ситуации. Отладка – процесс поиска, анализа и исправления зафиксированных при тестировании и эксплуатации ошибок.

Ввод программной системы в эксплуатацию внедрение и сопровождение 

Включает следующий набор требований:

1 - подготовка документации, иногда автоматической или автоматизированной;

2 - возможность сбора так называемых логов по функционированию программы или параметров функционирования программы для того, чтобы можно было анализировать как характеристики эксплуатации так возникающие внештатные ситуации и т.д . и т.п. .



4 Билет. Прикладные системы

Первый этап развития прикладных систем

Прикладная система – программная система, ориентированная на решение или автоматизацию решения задач из конкретной предметной области.

Основной проблемой, возникающей как в ЭВМ в отдельности, так и в вычислительной системе в целом является несоответствие производительности основных компонентов друг другу.

ЗАДАЧА–РАЗРАБОТКА, ПРОГРАММИРОВАНИЕ–РЕШЕНИЕ

Второй этап – развитие систем программирования и появление средств создания и использования библиотек программ

ЗАДАЧА>РАЗРАБОТКА=>РЕШЕНИЕ, <БИБЛИОТЕКА



Третий этап

характеризуется появлением пакетов прикладных программ, имеющих развитые и стандартизированные интерфейсы, возможность совместного использования различных пакетов.

ЗАДАЧА>>ПРОГРАММЫ<>СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ | >>РЕШЕНИЕ
BaaN: Приложения(Сбыт, Производство, Финансы, Моделирование, транспорт, Сервис), Инструментарий(Базовые средства, Разработка, Настройка).

Финансы: представляет собой целостную систему управления финансами. Моделирование: предназначена для конфигурации систем BaaN при изменении бизнес процессов на предприятии. Разработка: обеспечивает возможность разработки новых приложений.

Прикладные системы

Основные тенденции в развитии современных прикладных систем: Стандартизация моделей автоматизируемых бизнес-процессов, B2B (business to business), B2C (business to customer), ERP (Enterprise Resource Planning), CRM (Customer Relationship Management), Открытость системы, API - Application Programming Interface.



следующая страница >>