1. Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Культурология» имеет своей целью: создать у учащихся целостное представление о культуре, ее - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Культурология» имеет своей целью: создать - страница №1/1


«Утверждаю»

заместитель директора по УР


______________ Г.Н. Смородина

«Одобрен»

ПЦК ГАОУ СПО ЛО ППТК

Протокол №___

от «__» _________ 201_ г.


________________Т.А. Смирнова

« Согласовано»

заместитель директора по УПР


______________ Н.И. Иванова





Методические указания и контрольные задания

для учащихся, обучающихся по профессии

260807.01 «Повар, кондитер»

по учебной дисциплине «Культурология»
1. Цели и задачи дисциплины:

Дисциплина «Культурология» имеет своей целью: создать у учащихся целостное представление о культуре, ее сущности, месте и роли в человеческом обществе и закономерностях развития. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса: систематизировать знания о мировом культурно-историческом процессе, осмыслить значимость культуры для развития человеческого общества.

В результате изучения междисциплинарного комплекса обучающийся должен уметь:

- свободно оpиентиpоваться в теориях, подходах, концепциях мировой и отечественной культурологии;

- применять полученные навыки в решении задач в сфере профессиональной деятельности;

- уметь анализировать современную социокультурную ситуацию, делать прогнозы и принимать решения.

В  результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- знать предмет, основные категории и понятия дисциплины; - свободно ориентироваться в культурологической литературе;

- иметь представление: о месте культурологии в современном гуманитарном знании;

- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику;

- этапы развития культуры;

- основные проблемы развития культуры;

- о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

- особенности культуры ХХ века;

- типы культурно-истоpического наследования и способы трансляции культурной информации;

- современное состояние культуры;

- перспективы культуры будущего.
Введение в теорию культуры

Содержание учебного материала

Назначение учебной дисциплины «Культурология». Основные понятия. Теоретические основы изучения дисциплины. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Предмет, объект, задачи культурологии. Уровни культуры. Сущность культуры. Функции культуры. Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Проблемы культурологии. Динамика культуры. Культура и цивилизация. Методы исследования культуры. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания. Культурология как осуществление диалога культур. Культурология и другие гуманитарные науки. Ценностные ориентации культурологического познания.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Что понимается под культурой в обыденном и научном смысле?

2. Является ли культурология самостоятельной научной дисциплиной?

3. Что понимается под художественной культурой?

4. Как соотносятся между собой материальная, духовная и художественная культуры?
Раздел 1. Историческое развитие культуры

Тема 1.1. Первобытная культура

Содержание учебного материала Общая характеристика первобытной культуры. Проблемы генезиса культуры. Проблемы хронологии и периодизации истории культуры. Археологическая периодизация первобытной эпохи. Общая характеристика первобытной культуры. Мифология – основная форма мировоззрения человека на древнейшей стадии его развития.

Формы первобытной религии. Первобытное искусство. Синкретизм первобытной культуры. Традиционные культуры Нового времени в Евразии, Африке, Австралии. Их сходные черты. Значение изучения первобытной культуры.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Опишите развитие образа человека в первобытном искусстве и скульптуре.

2. Язычество как феномен истории культуры.

3. Расшифруйте основные функции первобытного искусства

4. Особенности культуры каменного века
Тема 1.2. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии

Содержание учебного материала

Культура Древнего Египта

Основные этапы истории Древнего Египта. Характерные черты культуры Древнего Египта. Пантеон богов и культовые центры Древнего Египта. Государство и право. Письменность, книги, литература. Особенности архитектуры, строительства, изобразительного и монументального искусства. Научные знания. Быт и нравы древних египтян.



Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

Шумеро-аккадская культура – фундамент цивилизации Двуречья. Особенности религии и мифологии. Шумерская письменность. Книги и литература. «Эпос о Гильгамеше». Особенности архитектуры и изобразительного искусства. Научные знания. Вавилония – наследница шумеро-аккадской цивилизации. Свод законов Хаммурапи. Своеобразие религии, искусства и идеологии Древнего Вавилона. Научные знания. Особенности культуры Ассирии и Иранской империи. Религия и мифология Древнего Ирана. Зороастризм и манихейство. Сакральные тексты.



Культура Древних евреев

Религия и мифология Древних евреев. Сакральная литература. Ветхий Завет. Талмуд. Генезис и состав библейских текстов. Основные темы и герои библейских текстов. «Иудейская война» и «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Храм Соломона.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Знания египетских и месопотамских жрецов. Религиозные верования, мифология.



2. Представления о загробной жизни и их влияние на ценности жизни

3. Значение культуры Древнего Египта и Месопотамии в истории мировой культуры


4. Своеобразие культуры Древней Месопотамии

5. Понятие пространства и времени в памятниках художественной древневосточной культуры


Тема 1.3. Культура Древнего Востока

Содержание учебного материала

Культура Древней Индии

Основные этапы историко-культурного развития Древней Индии. Генезис древнеиндийской цивилизации. Ведийские гимны и учение Упанишад. Джайнизм. Будда, Индуизм. Мифы и культы. Классические философские системы. Памятники древнеиндийской литературы. Музыка и театр. Особенности архитектуры и изобразительного искусства. Научные знания. Быт и нравы. Историко-культурные связи Древней Индии с другими странами.



Культура Древнего Китая

Основные этапы истории Древнего Китая. Самобытность культуры Древнего Китая. Представления о Вселенной древних китайцев. Культ природы. Культ предков. Философско-религиозная система. Даосизм, учение Конфуция, буддизм. Государство и религия. Письменность и книги. Школа и обучение. Особенности архитектуры и изобразительного искусства. Прикладные искусства. Научные знания. Быт и нравы древних китайцев.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Типологическая общность и региональные особенности художественной культуры Древней Индии и Древнего Китая.

2. Специфика культуры Древней Индии.

3. Своеобразие культуры Древнего Китая.


Тема 1.4. Античная культура (Древняя Греция, Древний Рим)

Содержание учебного материала

Культура Древней Греции

Источники по культуре Древней Греции. Этапы становления и развития греческой культуры. Красота, мера, гармония – основные черты греческой культуры. Агонистика – ведущий принцип античной культуры. Особенности древнегреческой культуры. Религия, мифология, философия. Образ человека и мира в культуре античности. Полис – основа античной культуры. Литература, театр, драматургия, музыка. Архитектура, строительство и изобразительное искусство. Научные знания и достижения. Быт и нравы. Влияние древнегреческой культуры на развитие европейской культуры.



Культура Древнего Рима

Хронология и периодизация истории культуры Древнего Рима. Особенности древнеримской культуры. Религия и мифология, философия. Античные традиции и христианство. Государство и право. Литература, театр и драматургия. Особенности архитектуры и изобразительного искусства. Научные знания. Быт и нравы. Значение античной культуры в последующем развитии человечества.



Практическое занятие № 2 .

Просмотр и обсуждение видеофильма «Культура Древней Греции»



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Особенности художественной культуры античности.

2. Мировое значение культуры Древней Греции.

3. Вклад Рима в мировую культуру.

4. Греция и Рим: общее и особенное.

5. Античная мифология и религия.

6. Выдающиеся литераторы Древней Греции и Древнего Рима.
Раздел II. Культура Европы

Тема 2.1 Средневековая культура

Содержание учебного материала

Христианство как фундамент уклада жизни в Средневековье. Средневековое искусство, философия и образование.

Культура западноевропейского средневековья

Хронологические границы и этапы развития средневековой культуры. Христианское сознание – основа средневекового менталитета. Религия и церковь. Философия. Государство и право. Школа и обучение. Книги и библиотеки. Литература, театр и драматургия, музыка. Особенности архитектуры и строительства в средние века. Романский и готический стили. Изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы.



Средневековая культура мусульманского мира.

Культура Востока в период раннего средневековья. Возникновение ислама. Мировоззренческая картина мира в «Коране». Формирование исламской культуры. Мусульманский Ренессанс. Арабо-мусульманская философия. Система образования. Покровительствуемые религии. Христиане и иудеи. Государство и право. Особенности мусульманской поэзии и прозы. Архитектура, строительство и изобразительное искусство. Научные знания. Быт и нравы.



Культура Византии

Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии. Византийская культура как синкретизм Востока, эллинизма и Рима. Религия и церковь. Политическая культура Византии. Художественная система Византии. Научные знания. Быт и нравы. Взаимосвязь византийской культуры с культурой славянских народов. Вклад Византии в дальнейшую историю культуры Европы.



Практическое занятие № 3 .

Просмотр и обсуждение видеофильма «Культура Византии»



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Основные черты культуры средневековой Европы.

2. Средневековый роман и лирическая поэзия, их герои и поэтика.

3. Система культурных ценностей Византии.

4. Основные черты культуры Византии

   


Тема 2.2. Европейская культура эпохи Возрождения

Содержание учебного материала

Понятие Возрождения и его основные черты. Гуманизм эпохи Возрождения.

Изменения эпохи Возрождения в художественной культуре и искусстве. Выдающиеся деятели Возрождения. Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Культура итальянского Возрождения. Основные черты культуры Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Хронология эпохи итальянского Возрождения. Великие гуманисты ренессансной Италии. «Обратная сторона титанизма» (А. Ф. Лосев). Особенности Северного Возрождения. Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Протестантская мораль. Духовная революция М. Лютера. Кальвинизм. Значение культуры Возрождения.

Практическое занятие № 4. Просмотр и обсуждение видеофильма «Всемирная история живописи. 15 век. Барокко»

Практическое занятие № 5.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Всемирная история живописи. 17 век»



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Культура европейского Возрождения: общая характеристика.

2. Художественная культура эпохи Возрождения.

3. Особенности европейской культуры XVII века.

5. Реформация в Европе: становление нового образа мира.

6. Эпоха и стиль барокко и его представители

7. Поэты и художники Возрождения о достоинстве человека.

8. Новое мировоззрение в художественной культуре.

9. Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер: живопись и трактаты.

10. В. Шекспир. Его герои и его время (произведения по выбору).


Тема 2.3 Культура эпохи Просвещения

Содержание учебного материала

XVIII век как культурно-историческая эпоха Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Исторические рамки эпохи Просвещения. Промышленный переворот в Англии (Ф.Энгельс). Образование промышленной цивилизации. Цели, идеи и идеалы Просвещения. Политическая программа английского Просвещения (Дж. Локк, Д. Юм). Особенности французского Просвещения (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. А. Гольбах). Роль «Энциклопедии» в распространении идей Просвещения. Литература, театр и драматургия. Основные направления и стили в искусстве Просвещения. Всемирное культурное значение европейского Просвещения. Развитие философской мысли. Художественная культура эпохи Просвещения



Самостоятельная работа обучающихся.

1. XVIII век как культурно-историческая эпоха. Особенности культуры эпохи Просвещения.

2. Художественные открытия литературы эпохи Просвещения.

3. Роль театра в системе искусств эпохи Просвещения.

4. Влияние венской классической школы на музыкальное искусство Европы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен).

5. Реалистическое искусство второй половины XIX века


Раздел III. Культура России

Тема 3.1 Культура восточных славян. Культура Киевской Руси

Содержание учебного материала

Древнейшие корни восточных славян. Языческие верования, занятия и быт славян. Зачатки искусства. Складывание древнерусской народности и формирование единой культуры восточных славян (VIII–IX вв.). Образование государства Киевская Русь. Происхождение название “Русь”. Древнерусский город как центр развития культуры. Духовная культура языческой Руси. Архаическая картина мира: представление о природе, пространстве и времени, жизни и смерти. Культы Рода и рожаниц, берегинь и упырей, Матери Сырой Земли. Пережитки первобытных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм и магия) в духовной культуре славян. Мифологическая картина мира: пантеон языческих богов; фольклорно-мифологические персонажи; восточнославянская демонология. Языческий пантеон Владимира Святославовича в контексте укрепления единого духовного пространства Киевской Руси в дохристианский период. Принятие христианства и его историческое значение. Христианизация Киевской Руси. «Повесть временных лет» об истории «выбора веры», крещение Киевской Руси. Особенности православной духовности: соборность, обрядоверие, спиритуализм, подвижничество, духовный универсализм. Распространение просвещения. Развитие ремесел. Зодчество, живопись, прикладное искусство. Устное народное творчество. Письменность и начало летописания. Проблема происхождения славянской письменности (черты и резы, Велесова книга, кириллица и глаголица). Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия. Значение появления письменности для развития культуры и самосознания восточных славян. Основные тенденции развития русской культуры после принятия христианства. Профессионализация культуры, религиозно-культурный синкретизм, каноничность и символизм православного искусства, способность к восприятию стилистики и особенностей других культур (русский «космизм»), тесная связь разных видов искусства друг с другом. Роль культурных инноваций в формировании православного русского искусства. Памятники русского изобразительного искусства. Характерные черты русского храмового зодчества. Развитие литературы и книжности в Киевской Руси. «Изборник Святослава» и «Остромирово Евангелие» как памятники книжной культуры Киевской Руси. Музыкальная культура. Феномен двоеверия в русской культуре. Понятие «двоеверия» как христианско-языческого религиозного синкретизма. Христианский богослужебный годовой цикл и трансформация архаической картины мира. Иерархически упорядоченная картина мира в христианстве (Град Божий и Град Земной, учение о грехе и спасении человека) и деформация языческого дуализма. Символизм как способ познания мира и ведущий принцип средневековой культуры. Пережитки языческой традиции в ритуально-праздничной культуре традиционной обрядности русского народа.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Общие черты цивилизации в жизни древнерусского общества.



2. Природа России и ее влияние на характер и мышление народа

3. Культура языческого периода. Социокультурные функции жречества; мифология славян, пантеон богов, знания и культы. 

4. Главная идея и ценности в древнерусского эпоса и литературы Древнерусской цивилизации


Тема 3.2.Культура русских земель в XIII-XV вв.

Содержание учебного материала

Монголо-татарское нашествие на Русь и кризис русской культуры. Возрождение русской культуры. Искусство русских иконописцев. Роль церкви в духовной жизни общества. Образование российского государства. Формирование единой общерусской культуры.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Православная мораль в характере народа и культурной доминанте России

2. Влияние монгольского владычества на русскую культуру.

3. Тема патриотизма в литературе и искусстве



Тема 3.3. Культура России в XV-XVII вв.

Содержание учебного материала

Русская культура периода Московского царства (вторая половина XV–XVII вв.). Истоки и факторы культурного подъема русских земель. Южнославянское и византийское влияние. Падение ордынского ига и завершение объединения русских земель в централизованное государство. Культурный смысл формулы «Москва – третий Рим». Завершение формирования русского этноса. Духовная жизнь русского общества (конец XV–XVI в.). Выбор позиции Русской православной церкви по отношению к власти и мирянам. Свободомыслие в культуре: решение проблемы «самовластия» (самоценности человека). Система ценностных ориентации в русской культуре: идея самодержавия как самовластия царя (Иван Грозный, князь Андрей Курбский). «Домострой» как воплощение ценностей и норм жизни человека Московского царства (протопоп Сильвестр). Унификация культуры как способ консервации традиции. Книга и образование в Московской Руси. Школа в Московской Руси. Начало формирования системы образования. Распространение научных знаний. Литература. Изобразительное искусство и архитектура. Новые жанры в литературе. Становление театра и драматургии. Тема патриотизма в культуре смутного времени.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Церковный раскол – важнейшее событие в духовной жизни страны

2. Усиление светского начала в архитектуре и строительстве

3. Первое высшее учебное заведение в России

4. Географические открытия российских землепроходцев
Тема 3.4 Эпоха Просвещения в России ХVIII –XIXв.в.

Содержание учебного материала:

Культурный переворот петровского времени. Просвещение как этап формирования цивилизации европейского типа. Новые ценностные ориентации: культ учения и знания (культ разума), идея прогресса как смысла мировой истории, светская культура, книга как центр интеллектуальной жизни. Сущностные черты русского Просвещения. «Петровский переворот» в культуре. «Европеизация» всех сторон государственной и частной жизни. Определяющая роль «государственного начала» в процессе цивилизационного преобразования страны. Становление и развитие системы светского образования и науки. Образование, наука, школа. Политика «просвещенного национализма» в образовании (Елизавета Петровна, К.Г. Разумовский, И.И. Шувалов). Открытие Московского университета. Концепция образования в период «просвещенного абсолютизма» (Екатерина II, И.И. Бецкой). Реформа школы. Светский характер художественной культуры. Расцвет русской общественной мысли, литературы и искусства. Литература эпохи русского Просвещения. Усвоение европейских форм литературы. Реформа русского литературного языка (М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский). Музыкальная культура. Изобразительное искусство и архитектура. Политика Петра I в области визуальных искусств. XIX век – «золотой век» русской культуры. Важнейшие исторические события в России и их влияние на развитие культуры. Величайшие открытия и достижения русских учёных. Основные направления русского искусства: сентиментализм, романтизм, реализм.

Завершение перехода от иконы к картине в русском портрете петровской эпохи. Гравюра как начало новой русской живописи. Основание Академии художеств.
Самостоятельная работа обучающихся.

1. Россия между Европой и Азией: в поисках культурной идентичности.

2. Петровский переворот: культурологический анализ.

3. Петровские реформы: историко-культурный смысл.

4. Почему XIX в. называют “золотым веком” науки и культуры?

5. Самодержавие как феномен русской культуры.

6. Светский характер художественной культуры

7. Особенности Просвещения Екатерины II.

8.Особенности русской культуры XIX в.

Тема 3.5 Советская культура и российское социокультурное развитие в XX в.

Содержание учебного материала.

Основные этапы в развитии культуры советского периода. Формирование социалистической культуры. Ликвидация безграмотности. Становление системы народного образования. Культурная революция. Подавление культурного плюрализма и инакомыслия в тисках политической диктатуры. Социокультурный конформизм среди деятелей советской культуры. Феномен «двойного мышления», «двойной морали». Искусство соцреализма. Культ личности И. Сталина как социокультурный феномен. Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. «Оттепель» и «период застоя» как кризисные этапы советской тоталитарной культуры. Подъём культуры в период “оттепели”. Вклад выдающихся деятелей советской науки и искусства в мировую культуру. Специфика гуманизма ХХ в. Принцип ненасилия и толерантности. Декларация прав культуры, лига защиты культуры. Коммунистическая ностальгия и коммерциализация культуры в современной России. Рост тенденций к культурной автономии и национально-политического сепаратизма в современной России. Конструктивное и деструктивное влияние глобализации и западной массовой культуры на культурную самобытность России. Распад СССР и культура постсоветского периода.



Самостоятельная работа обучающихся.

1. Русская культура и революция.

2. Основные черты советской культуры. Основные этапы развития.

3. Великая Отечественная война в истории Отечественной культуры.

4. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

5. Культура Русского Зарубежья.


Раздел IV. Культура и ее развитие в XXI в.

Тема 2.9

Содержание учебного материала:

Своеобразие современного этапа развития теории культуры. Культура и глобальные проблемы современности.



ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
1. Предметом культурологии является

а) совокупность всех наук о культуре

б) все явления культуры

в) нравы и обычаи народов

г) культура как специфическая целостность, где все элементы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга

д) искусство, его сущность и роль в жизни общества


2. Направлением прикладной культурологии не является

а) разработка культурной политики государства;

б) исследование деятельности просветительских институтов;

в) исследование исторических процессов взаимоотношения человека и культуры;

г) диагностика конкретных культурных процессов в обществе.
3. Предметом исследования прикладной культурологии является

а) нравы и обычаи разных народов;

б) сущность культуры и ее функции в обществе;

в) исторические процессы взаимодействия человека и культуры;

г) функционирование образовательных институтов в обществе.
4. В структуре современного культурологического знания выделяют два

важнейших направления исследований

а) теоретическая и прикладная культурология

б) историческая и логическая культурология

в) философская и гуманитарная культурология

г) гуманитарная и естественнонаучная культурология
5. Кризис культуры – это

а) Разрушение культурных форм жизни и гибель человечества.

б) Разрушение культурных традиций и упадок в культурном развитии.

в) Социально подготовленное, качественное изменение основных ценностных ориентаций в жизни общества и соответствующее изменение культурных традиций.

г) Временный упадок в культурном состоянии общества.

д) Непредсказуемый взрыв в культуре, в ходе которого реализуется одна из равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние.


6. Причиной кризиса культуры в ХХ веке является

а) Разрушение христианского мировоззрения.

б) Восстание масс.

в) Истощение «души культуры».

г) Социальные катаклизмы ХХ века, качественно изменившие условия жизни людей.

д) Полная реализация основоположений духовной жизни, заложенных в «осевое время».
7. По мнению К.Ясперса, причиной кризиса культуры в ХХ веке является

а) Разрушение христианского мировоззрения.

б) Восстание масс.

в) Истощение «души культуры».

г) Социальные катаклизмы ХХ века, качественно изменившие условия жизни людей.

д) Полная реализация основоположений духовной жизни, заложенных в «осевое время».


8. Направление в художественной культуре ХХ века, провозгласившее целью искусства изображение сферы бессознательного в психической жизни человека

а) Кубизм

б) Экспрессионизм

в) Сюрреализм

г) Футуризм

д) Абстракционизм


9. Направление в художественной культуре ХХ века, связанное с полным

отказом от изображения форм реального мира, называется

а) Кубизм

б) Экспрессионизм

в) Сюрреализм

г) Футуризм

д) Абстракционизм


10. Одним из основоположников абстракционизма был

а) Э.Мунк

б) П.Пикассо

в) С.Дали

г) В.Кандинский

11. «Модернизм» в искусстве ХХ века

а) Обозначение всех новых явлений в искусстве ХХ века.

б) Общее обозначение направлений в искусстве ХХ века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного творчества и иное понимание самого предмета отображения в художественных образах – разрыв с традиционным реалистическим искусством.

в) Одно из направлений в искусстве начала ХХ века, которое стремилось эстетизировать окружающую среду, придать ей максимальную декоративность.

г) Художественное направление, представители которого стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческих впечатлений.
12. Проявление кризиса культуры в ХХ веке, характеризующееся качественным изменением моральных норм и представлений, которые регулируют сферу половых отношений

а) кризис морали

б) сексуальная революция

в) сексуальная контрреволюция

г) полигамия

д) агамия


13. Терпимость к чужим мнениям и верованиям называется

а) дипломатичность

б) толерантность

в) филантропия

г) геноцид

д) плюрализм


14. Первоначальный смысл понятия «культура»

а) Уровень развития человека

б) Возделывание земли

в) Запреты и нормы, выработанные обществом

г) Способность человека к художественному творчеству

д) Мир, созданный человеком


15. Поворотный момент в истории, когда меняются основы духовной жизни общества, обозначается термином

а) кризис культуры

б) осевое время

в) революция

г) цивилизация

д) культурный прогресс


16. Врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества (опыт психических переживаний множества поколений) обозначаются термином

а) архаизмы

б) ареалы

в) архетипы

г) артефакты

д) стереотипы
17. Артефакт – это

а) исторический факт

б) искусственно созданный объект

в) образец поведения

г) художественный образ мысли

д) результат научного исследования
18. Своеобразие культуры определяется

а) типом производственных отношений

б) национальной принадлежностью народа

в) «душой культуры»

г) социальными отношениями в данном обществе

д) географическими условиями


19. Концепции «осевого времени» К.Ясперса соответствует утверждение

а) «Кризис и гибель культуры – неизбежное и закономерное явление»

б) «В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, охватывающую периода»

в) «Не существует единого направленного прогресса мировой культуры»

г) «Существовало и существует много центров культуры, каждая культура имеет ценность, и все культуры равноценны»

20. Основные задачи методологического раздела культурологи предполагают

разработку

а) структуры культурологического знания

б) динамику культуры

в) процедур и методов изучения культуры

г) знаковых систем культуры


21. Культурология вошла в учебные планы российского образования

а) в середине ХХ века

б) во второй половине XIX века

в) в начале ХХ века

г) в середине 90-х годов ХХ века
22. Любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета, и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете, называется

а) символ

б) знак

в) артефакт



г) силлогизм

д) факт
23. Основными видами культуры являются

а) религия

б) искусство

в) духовная культура

г) бытовая культура

д) материально-технологическая культура

е) социально-политическая культура

ж) физическая культура

24. В духовную культуру общества входит

а) мифология

б) форма семьи

в) правовое сознание человека

г) мораль

д) религия

е) инженерная деятельность

ж) наука
25. Культура, ориентированная на избранную интеллектуальную публику, на особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями потребностями



а) элитарная культура

б) народная культура

в) либеральная культура

г) традиционная культура

д) массовая культура
26. Культура, производимая для потребления большими массами людей,

независимо от места и страны проживания, образования, и рассчитанная на усредненного человека

а) традиционная культура

б) народная культура

в) элитарная культура

г) массовая культура

д) демократическая культура


27. Культура, для которой характерно индустриально-коммерческая форма

производства и распространения культурной продукции, шаблонность и стандартность воспроизводимых идеалов

а) информационная культура

б) массовая культура

в) индустриальная культура

г) элитарная культура

д) культура потребления


28. Пограничная, переходная культура, возникающая на стыке культурно

-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или социальных групп

а) контркультура

б) космополитическая культура

в) маргинальная культура

г) либеральная культура

д) демократическая культура


29. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми

руководствуется большинство членов общества

а) субкультура

б) массовая культура

в) доминирующая культура

г) гражданская культура

д) контркультура



30. Передача информации, социального опыта от человека к человеку, от

поколения к поколению составляет сущность

а) релаксационной функции

б) адаптивной функции

в) информативной функции

г) гуманистической функции

д) регулятивной функции


31. Объединение народов, социальных групп и т.д. через распространение

единой совокупности идей, ценностей, идеалов и формирование чувства

принадлежности к одной культурной группе составляет сущность

а) интегративной функции

б) коммуникативной функции

в) регулятивной функции

г) познавательной функции

д) адаптивной функции


32. Рекреативной функцией культуры называется

а) организация приспособления человека к изменяющимся природным и социальным

условиям;

б) передача социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению;

в) восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для

преобразовательной деятельности;

г) формирование человека как члена общества, как социокультурного существа.
33. Сущность интегративной функции культуры состоит

а) в восстановлении духовных и физических сил человека;

б) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных

ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его жизнедеятельности;

в) в передачи информации, социального опыта от человека к человеку, от поколения к

поколению;

г) в объединении народов, социальных групп и т.д. через распространение единой

культуры.


34. Получение и систематизирование знаний о природе, обществе и о самом

человеке составляет сущность такой функции культуры как

а) познавательной функции

б) коммуникативной функции

в) рекреативной функции

г) адаптивной функции
35. Формирование из биологической особи человека как социокультурного существа, способного жить в обществе и общаться с другими людьми посредством форм, созданных в процессе культурной эволюции человечества, составляет сущность такой функции культуры как

а) адаптивная функция

б) гуманистическая функция

в) регулятивная функция

г) аксиологическая функция

36. Обеспечение взаимопонимания людей составляет сущность такой функции

культуры как

а) гуманистическая функция

б) информативная функция

в) коммуникативная функция

г) регулятивная функция
37. Антропологический подход к культуре – это понимание культуры как

а) совокупность ценностей

б) как результат человеческой деятельности

в) выражение сущности человека, как самореализацию человека в мире

г) мир символов
38. Сущность регулятивной функции культуры состоит

а) в обеспечении взаимопонимания людей, форм общения, через которые происходит

сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей

б) в получении и систематизации знаний о природе, обществе и о самом человеке

в) в объединении народов, социальных групп, государств через распространение единой совокупности взглядов, идей, ценностей, идеалов и формирование чувства принадлежности к одной культурной группе

г) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его жизнедеятельности

д) в передаче информации, социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению


39. Процесс освоения индивидом культуры общества, созданной до него, вхождение

в мир культуры - обозначается понятием

а) антропогенез

б) адаптация

в) ассимиляция

г) аккультурация

д) инкультурация


40. Культурно-исторический тип человека – это

а) человек как социокультурное существо

б) человек как член определенной социальной группы, формирующей свою субкультуру

в) открыто одобряемый обществом эталон человеческих качеств, который становится целью образования и воспитания в обществе

г) человек как представитель своего класса и соответствующей культуры

д) человек как представитель (инвариант) культуры определенного конкретно-исторического общества
41. Сущность познавательной функции культуры состоит

а) в восстановлении духовных и физических сил человека;

б) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его жизнедеятельности;

в) в передачи информации, социального опыта от человека к человеку, от поколения к

поколению;

г) в получении и систематизировании знаний о природе, обществе и о самом человеке.



42. Взаимосвязь человека и культуры можно определить как

а) Человек – объект воздействия культуры общества.

б) Человек – субъект культурного творчества.

в) Человек – носитель определенных культурных ценностей.

г) Человек и субъект и объект культуры общества.


44. Сущность адаптивной функции культуры состоит

а) в организации приспособления человека к изменяющимся природным и социальным

условиям;

б) в передаче социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению;

в) в восстановлении духовных и физических сил человека;

г) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных

ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его

жизнедеятельности.


45. Сущность информационной функции культуры состоит

а) в организации приспособления человека к изменяющимся природным и социальным

условиям;

б) в передаче социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению;

в) в восстановлении духовных и физических сил человека;

г) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных

ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его жизнедеятельности.
46. Сущность коммуникативной функции культуры состоит

а) в организации взаимопонимания и взаимодействия людей;

б) в формировании и функционировании системы норм и требований, духовных

ориентиров, регулирующих поведение человека во всех областях его жизнедеятельности;

в) в передачи информации, социального опыта от человека к человеку, от поколения к

поколению;

г) в объединении народов, социальных групп и т.д. через распространение единой

культурной группе.


47. В основе формирования этнических и национальных культур лежит

а) Общность религиозных представлений,

б) Совместное проживание людей на определенной территории,

в) Единство происхождения.

г) Единство языка
48. Функция культуры, определяющая изменение человеком окружающей среды

в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам


а) коммуникативная,

б) познавательная,



в) адаптивная

г) интегративная




49. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется

а) национальной

б) массовой,

в) народной

г) популярной

50. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения –– это _____________культура


а) народная,

б) элитарная



в) этническая,

г) массовая.




51. Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен особый смысл, значение – это …

а) символ,

б) обряд,




в) норма,

г) артефакт




52. Форма межкультурной коммуникации, когда взаимодействующие культуры

обогащают друг друга, но сохраняют свое качественное своеобразие и осознают его


а) диалог культур

б) культурная трансформация



в) культурная адаптация

г) культурная конвергенция




53. Форма взаимодействия культур, когда одна из культур активно реагирует на появление заимствованного элемента и сознательно или бессознательно переосмысливает его и приспосабливает к существующим культурным традициям и установкам


а) культурная трансформация

б) диалог культур



в) культурная адаптация

г) культурная интеграция




54. Форма взаимодействия культур, когда сильному внешнему воздействию со

стороны высокоразвитой культуры подвергается культура, не имеющая

достаточного «запаса прочности» и потому быстро разрушается


а) культурная трансформация

б) диалог культур



в) культурная адаптация

г) культурная эрозия




55. Форма взаимодействия культур, когда одна из культур включает в себя незначительные элементы другой культуры и это не вызывает никаких негативных реакций, но и не порождает значительных перемен в уже существующих культурных традициях и установках


а) культурная трансформация

б) пассивное восприятие культуры



в) культурная адаптация

г) культурная конфронтация




56. Культурная трансформация – это такая форма взаимодействия культур,

когда

а) одна из культур активно реагирует на появление заимствованного элемента и сознательно или бессознательно переосмысливает его и приспосабливает к существующим культурным традициям и установкам;

б) в результате сильного внешнего воздействия и вторжения чужеродных элементов одна из культур совершает крутой поворот, многое изменяя в себе ради обретения новой целостности;

в) взаимодействующие культуры обогащают друг друга, но сохраняют свое качественное своеобразие и осознают его;

г) сильному внешнему воздействию со стороны высокоразвитой культуры подвергается культура, не имеющая достаточного «запаса прочности» и потому быстро разрушается.

57. Культурная адаптация – это такая форма взаимодействия культур, когда

а) одна из культур активно реагирует на появление заимствованного элемента и сознательно или бессознательно переосмысливает его и приспосабливает к существующим культурным традициям и установкам;

б) в результате сильного внешнего воздействия и вторжения чужеродных элементов одна из культур совершает крутой поворот, многое изменяя в себе ради обретения новой целостности;

в) взаимодействующие культуры обогащают друг друга, но сохраняют свое качественное своеобразие и осознают его;

г) сильному внешнему воздействию со стороны высокоразвитой культуры подвергается культура, не имеющая достаточного «запаса прочности» и потому быстро разрушается.
58. Культурная интеграция – это такая форма взаимодействия культур, когда

а) одна из культур активно реагирует на появление заимствованного элемента и сознательно или бессознательно переосмысливает его и приспосабливает к существующим культурным традициям и установкам;

б) в результате сильного внешнего воздействия и вторжения чужеродных элементов одна из культур совершает крутой поворот, многое изменяя в себе ради обретения новой целостности;

в) сильному внешнему воздействию со стороны высокоразвитой культуры подвергается культура, не имеющая достаточного «запаса прочности» и потому быстро разрушается;

г) различные культуры, впитывая достижения друг друга и в этом процессе сближаясь, создают в итоге новую синтетическую культуру.
59. Появление современной массовой культуры связано с…

а) жестоким влиянием тоталитаризма на современную культуру;

б) развитием сельскохозяйственного производства;

в) проникновением культуры восточных народов;

г) распадом колониальной системы;

д) развитием и становлением индустриального общества.


60. Контркультура – это…

а) Это часть культуры нации, которая в некоторых аспектах отличается или противоречит ей, но в основном согласуется и продолжает линию доминирующей культуры, включает ряд ее ценностей и добавляет к ним ценности, характерные только ей;

б) Это вид культуры, который не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями;

в) Это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества;

г) Это пограничная, переходная культура, возникающая на стыке культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, социальных групп.

61. В какой картине мира естественное не отличается от сверхестественного?

а) религиозной

б) мифологической

в) естественнонаучной


г) обыденной

д гуманитарной




62. Как называется слитность, первоначальная неразделенность, характеризующая неразвитое состояние сознания человека – мифологическое сознание?


а) примитивизм

б) синкретизм

в) символизм


г) конформизм

д) пассионарность




63. Что такое табу? Выберите правильное определение из предложенных вариантов:

а) запрет на действия, превышающие власть отца в семье;

б) традиционные запреты на брачные связи между родственниками;

в) ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие;

г) запрет на действия, превышающие власть матери в семье;

д) социальные нормы в первобытном обществе.


64. Ранняя форма религии, сущность которой сводится к вере в сверхъестественные свойства реальных предметов

а) анимизм

б) фетишизм

в) тотемизм


г) магия

д) шаманизм





65. Ранняя форма религии, сущность которой сводится к вере в сверхъестественную связь человека и животного или растения

а) анимизм

б) фетишизм

в) тотемизм


г) магия

д) шаманизм





66. К какой из великих культур древности относится ведическая культура?

а) Древнего Китая

б) Древней Индии

в) Древней Месопотамии


г) Древней Греции

д) Древнего Египта





67. В буддизме состояние блаженства как полной отрешенности от внешнего мира (нет различия между жизнью и смертью) и преодоления необходимой цепи перерождений называется

а) сансара

б) нирвана

в) атан


г) брахман

д) карма




68. Социальной основой великих культур Древнего Востока явилось

а) диспотический тип государства

б) ранняя форма демократии

в) республиканское государственное устройство

г) деление общества на касты

д) социальная мобильность


69. Учение Древнего Востока, в котором отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей» - и каждый должен выполнять свой «долг»

а) буддизм

б) даосизм

в) конфуцианство


г) зороастризм

д) синтоизм



70. Какой культуре древнего мира принадлежит изобретение десятичной системы счисления?



а) Древнего Египта

б) Древнего Китая

в) Древней Индии


г) Древнего Вавилона

д) Древней Греции






71. Какой культуре древнего мира принадлежит изобретение книгопечатания?

а) Древнего Египта

б) Древнего Китая

в) Древней Индии


г) Древнего Вавилона

д) Древней Греции





72. Мировоззренческой основой средневековой культуры Европы выступал

а) буддизм

б) даосизм

в) христианство


г) индуизм

д) конфуцианство





73. Философия, которая возникает в эпоху Возрождения и выражает главные ценностные ориентации культуры эпохи

а) философия рационализма

б) философия гуманизма

в) религиозная философия


74. Произведение, написанное Данте Алигьери – последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения

а) «О достоинстве человека»

б) «Божественная комедия»

в) «Декамерон»

г) «Государь»

д) «Гаргантюа и Пантагрюэль»


75. Вид искусства, который приобретает особую значимость в культуре эпохи Возрождения для выражения ценностей идеологии гуманизма

а) скульптура

б) архитектура

в) живопись


г) музыка

д) литература




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет культурологии и ее место в системе гуманитарных наук.

  2. Культурология теоретическая и культурология практическая.

  3. Предпосылки возникновения культурологии в ХХ веке.

  4. Кризис культуры в ХХ веке: сущность, причины, проявления.

  5. Модернизм в искусстве ХХ века как проявления кризиса культуры.

  6. Феномен «массовой культуры»: сущность, возникновение, достоинства и недостатки. Массовая и элитарная культура.

  7. Культура как специфический человеческий способ жизни.

  8. Культура и цивилизация

  9. Основные функции культуры

  10. Проблема субъекта культуры: индивид, народ, общество

  11. Роль интеллигенции в развитии культуры

  12. Человек как субъект культуры

  13. Человек как объект культуры

  14. Субкультура и контркультура

  15. Массовая культура и элитарная культура

  16. Этническая культура и национальная культура

  17. Культурные нормы

  18. Основные виды культуры по сферам жизнедеятельности

  19. Религия в системе культуры

  20. Искусство в системе культуры

  21. Наука в системе культуры

  22. Мифология в системе культуры

  23. Бытовая культура как культура повседневности

  24. Индивидуальная культура личности, процесс ее формирования

  25. Модели культурно-исторического процесса

  26. Роль традиции в культурно-историческом процессе

  27. Историческая типология культуры

  28. Мифологический тип культуры. Особенности мифологического сознания

  29. «Культура Запада» и «культура Востока» - два типа миропонимания и два типа ценностных ориентаций человека в мире

  30. Восток и Запад как культурологические понятия

  31. Вклад древних греков в мировую культуру и причины их творческой активности

  32. Особенности индо-буддийского типа культуры

  33. Особенности конфуцианско-даосистского типа культуры.

  34. Особенности христианского типа культуры: сущность, генезис, эволюция

  35. Образ мира и человека в культурах Востока

  36. Античный тип культуры

  37. Средневековый западно-христианский тип культуры

  38. Особенности культуры эпохи Возрождения

  39. Особенности новоевропейского типа культуры, ее основные достижения.

  40. Образы мира и человека в культурах Запада

  41. Особенности культурных традиций России

  42. Особенности менталитета русского народа

  43. Особенности культурного развития России в ХХ веке

  44. Культурная ситуация в современной России

  45. Культура ХХ-ХХI вв.: проблемы и перспективы развития. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе


3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Вейман Р. История литературы и мифологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 350 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 460 с.

3. Гуревич П.С. Культурология, М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 460 с.

4. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 300 с.

5. История мировой культуры. Под ред. Драча Г.В., Ростов–на-Дону: изд. «Феникс», 2010, – 400 с.

6. Культурология: Учебное пособие для студентов ВПО. – Ростов–на-Дону: изд. «Феникс», 2011. – 608 с.

7. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Под ред. Г.В. Драча – Ростов–на-Дону: изд. «Феникс», 2010. – 360 с.

8. Хрестоматия по культурологии. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 560 с.

9. Культурология. История мировой культуры. Учебник под ред. Марковой А.Н., М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 350 с.

10. Мировая художественная культура. Учебное пособие под ред. Эренгросса Б.А., М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 386 с.

11. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. СПб., 2010.


Дополнительные источники:

1. Антология культурологической мысли. М., 2010.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2009.

3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 2005.

5. Данилевский И.Я. Россия и Европа. М., 2002.

6. Древние цивилизации. Под ред. Бонгард-Левина Г.М. М., 2009.

7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры IX-XX вв. М., 2010.

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2010.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М., 2010.

10. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 2011.

11. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История мировой культуры: конспект лекций. Ростов н/Д., 2010.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
http://www.wmcentre.net - раздел «электронные книги»: наука и образование, культурология.

http://culturologia. Info



http://encbook.ru/content175701 - Интернет-сайт «Словари и энциклопедии»

http://www.alleng.ru/edu/cultur2.htm

http://www.jourclub.ru/22/

http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/kulturology.html

http://www.gumfak.ru/kult html/uchebnik/content.shtml

http://zinki.ru/book/iskusstvo-i-krasota-v/

http://www.ufalaw.narod.ru/2/kult/index.htm

http://sferaznaniy.ru/kulturologiya/27-uchebniki-kulturologiya/489-kulturologiya-kravchenko-ai-uchebnik-skachat-besplatno

http://www.zipsites.ru/books/uch pos po kulturologii



http://mirknig.com/knigi/guman nauki/1181273098-kulturologiya-uchebnik.html

http://www.countries.ru/library/map.htm

http://kulturoznanie.ru

http://www.myleet.ru - аудилекции по культурологи и философии

http://www.Déjà vu – Энциклопедия культур. Статьи по персоналиям и понятиям.

http://countries. ru – Библиотека по культурологии.Электронное научное издание.


Методическое пособие для студентов Приозерского политехнического колледжа разработал преподаватель спецдисциплин Полякова Л.В.