§ 22. Европейская наука и культура XVII в. Научная революция. Утверждение новой картины мира - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Компетенции знания, умения, навыки 1 217.97kb.
Главным фактором эволюции живых существ, утверждал Дарвин, является... 1 98.14kb.
В. И. Буганов «История России. С древнейших времен до конца XVII... 1 45.36kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для учащихся... 1 243.88kb.
8. Познание и его формы 1 99.52kb.
Задание по курсу "Культура Азии и Африки" 1 48.07kb.
Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека... 1 490.38kb.
Конспект нод по формированию целостной картины мира в младшей группе... 1 75.83kb.
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура... 1 168.88kb.
3. Религии России: исторический экскурс Религия древних славян. 1 68.42kb.
Цикл нод для детей старшего дошкольного возраста 1 78.09kb.
1 Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного... 1 67.63kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
§ 22. Европейская наука и культура XVII в. Научная революция. Утверждение новой картины - страница №1/1


Учитель Сборцев С.Н. Юридическая гимназия № 42

11 класс (12-летка)

Всемирная история.

Тема: § 22. ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА XVII в.

Научная революция.

Утверждение новой картины мира. В эпоху средневековья уровень научных знаний был низок. В XVII в. произошла настоящая научная революция в естест­вознании, были заложены основы современной науки, базиру­ющейся на математических методах исследования, наблюде­нии и эксперименте.

Для наблюдений и экспериментов были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, более современные часы с гирями и маятником. Новые приборы позволили исследова­телю открыть много неведомых до того времени явлений.

Среди крупнейших ученых в области естественных наук были немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 — 1630), италь­янский математик, физик и астроном Галилео Галилей (1564—1642), английский математик и физик Исаак Ньютон (1643—1727). Научный прогресс являлся коллективной заслу­гой ученых многих стран. Они были специалистами в не­скольких отраслях знаний. Свои научные труды ученые печа­тали на латинском языке — международном языке того вре­мени.

Кеплер открыл законы движения планет, которыми до сих пор пользуются астрономы. Галилей с помощью самостоятель­но сконструированного телескопа открыл множество невиди­мых для невооруженного глаза звезд, горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце. Открытия Кеплера и Галилея подтвердили выводы польского ученого Николая Коперника относительно того, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как утверждал выдающийся астроном античности Птолемей, а позже и католическая церковь.

Ньютон в своем знаменитом исследовании «Математиче­ские начала натуральной философии» (1727) сформулировал три известных закона механики. С помощью закона всемирно­го тяготения он дал ответ на вопрос, почему небесные тела движутся в определенном порядке.

Успехи естествознания оказали большое влияние на обще­ственные науки. С помощью законов естественных наук, прежде всего механики, мыслители часто пытались объяснить природу человека и законы развития общества.

Французский ученый Рене Декарт (1596—1650) на первое место в объяснении развития природы, общества и человека поставил разум. Это направление в философии получило название рационализм (от лат — разум). Благодаря Декарту идеи рационализма получили широкое распростране­ние и оказали сильное влияние на европейскую науку и куль­туру. Общество и живой организм, по мнению Декарта, функционируют согласно законам механики.

Крупнейший нидерландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза (1632—1677) был сторонником изучения природы и общества с помощью законов геометрии. Он считал, что природу создал не Бог, она создала сама себя. Люди, по мнению Спинозы, обладают дарованными природой «есте­ственными неотчуждаемыми правами», к числу которых он относил свободу и собственность. Государство должно обеспе­чивать своим гражданам эти права. В XVIII в. такой взгляд на права человека получил очень широкое распростра­нение.

Против философии Спинозы выступили многие защитники религии. Одним из них был Готфрид Лейбниц (1646—1716), немецкий философ, историк, юрист, математик и физик. Он независимо от Ньютона открыл дифференциальные исчисле­ния. По Лейбницу, мир состоит из особых единиц-монад, которые действуют по воле Бога и расположены так, что возникает гармония, т. е. согласие, единодушие.

Успехи естественных наук были достигнуты в острой борь­бе против церкви, пытавшейся сохранить монополию на объ­яснение картины мира. Католическая церковь взгляды Гали­лея признала еретическими, запретила его книги. Религи­озным преследованиям подвергались Декарт и Кеплер. С дру­гой стороны, ученые еще часто прибегали к божественному объяснению многих явлений. Ньютон, например, признавал, что небесные тела были приведены в движение «первоначаль­ным божественным толчком». Тем не менее развитие естество­знания ограничило сферу веры и расширило сферу науки в объяснении мира. Опытная наука сконцентрировала внима­ние на объяснении ближайших причин движения мира, цер­ковь— на конечных, «божественных» причинах.

Результатом научной революции XVII в., использования нового метода научного исследования было создание новой кар­тины мира, которая окончательно сменила систему Пто­лемея.

Художественная культура.

Изменение привычной картины мира в результате научных открытий XVII в. в сочетании с кризисом феодальной системы и контрреформацией вызвало сильное смятение умов. Присущая Возрождению вера в чело­века и гармонию мира сменилась игрой в утонченные чувст­ва, пессимизмом и отчаянием, вызванными ощущением тра­гического противоречия между человеком и окружающей его действительностью.

Противоречивая эпоха породила в западноевропейском ис­кусстве и литературе новый стиль — барокко, пришедший на смену стилю Возрождения. Итальянское слово «барокко» означает «вычурный», «неправильный». Особенностями этого стиля были вычурность, пышность, пластичность форм, конт­расты света и тени.

Стиль барокко развивался сначала в Италии, Испании, Португалии, позднее — в Германии, Англии и других стра­нах. В этом стиле созданы многие художественные ценности: архитектурные ансамбли Рима, шедевры художников.

Другим важнейшим направлением в искусстве и литерату­ре в XVII в. стал классицизм, возникший на основе дворян­ской культуры и подражания античным сюжетам и формам. Своего расцвета он достиг во Франции.

Типичным представителем стиля барокко являлся круп­нейший представитель фламандского искусства П. Рубенс (1577—1640), универсальный и продуктивный художник, поэ­тизировавший чувственную стихию и прославлявший нацио­нальный тип красоты. К числу созданных Рубенсом шедевров относится картина «Портрет Елены Фоурмен с детьми», рабо­ты на античные сюжеты, сцены из жизни французской коро­левы Марии Медичи.

В Голландии творил знаменитый мастер живописи X. Ремб­рандт (1606—1669). Его творчество считается вершиной гол­ландского реализма в искусстве. «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636; Саския Рембрандта) называют гимном жизни. Лицо художника здесь излучает такое удовлетво­рение жизнью, как будто он получил все земные блага. Эпи­логом творчества Рембрандта явилась его картина «Блудный сын» (1668—1669), написанная на библейскую тему и порази­тельно сильно воздействующая на чувства людей.

В западноевропейской литературе XVII в. было много великих имен. Одно из них — имя испанского писателя Миге­ля Сервантеса (1547—1616), автора знаменитого романа «Дон Кихот». Его главный герой, действующий в вымышленном мире, стремится быть справедливым. «Кровь наследуется, а добродетель приобретается»,— говорит он.

Величайшим писателем Англии был Вильям Шекспир (1564—1616). В своих многочисленных комедиях, трагедиях, исторических пьесах в лучших гуманистических традициях он отразил мысли и чувства людей, показал трагизм столкновения человека с властью денег. В исторических пьесах Шекс­пир выступает за сильную, но справедливую королевскую власть.

Французская литература XVII в. дала образцы произведе­ний в стиле классицизма, который был господствующим направлением в художественной культуре. Крупнейшими представителями французского и европейского классицизма были Пьер Корнель (1606—1684), Жан Батист Мольер (1622— 1673), Жан Расин (1639—1699). Французский классицизм был более, чем в других странах, восприимчив к античным образцам и пользовался покровительством со стороны прави­тельства.

Корнель в 1636 г. написал трагедию «Сид», открывшую историю национального театра Франции, затем еще несколько пьес. У главных действующих лиц Корнеля — королей и геро­ев — воля борется со страстью и всегда побеждает. Главный политический принцип автор выразил словами:

...есть священный долг,— и я его блюду, Веленья короля не подвергать суду.

Мольер написал более 30 пьес. В них он стремился к «точ­ному изображению человеческих недостатков». Комедии Мольера способствовали развитию самосознания третьего со­словия.

Расин — признанный мастер трагедии. Его произведения воспринимались как косвенное осуждение безнравственности, произвола властителей. Касаясь политических проблем, Ра­син избегал крайностей и был сдержан в выражении своих симпатий или антипатий, как, например, в трагедии «Британик» (1669).